Приказ минприроды рф от 08.12.2020 n 1029

Оглавление

Паспортизация опасных отходов

Другие проблемы связаны с паспортизацией отходов. ГОСТом 30774-2001 «Паспорт опасности отходов» установлена форма паспорта опасности отхода, однако утверждение этого ГОСТа 1 июля 2002 года не повлекло соответствующие изменения в законодательных актах. В законе «Об отходах производства и потребления» осталась формулировка «паспорт опасного отхода». К чему это привело (термины «опасности» и «опасного» имеют принципиальную разницу, хотя на слух практически идентичны).

Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует составлять паспорт опасного отхода на опасные отходы. Более того, для опасных отходов необходимо подтверждать класс опасности, согласно п.2. ст.14 этого закона. Таким образом, отходы, не обладающие опасными свойствами (т.е. неопасные, например, стеклобой) не подлежат ни классификации по опасным свойствам, ни паспортизации. Также, согласно Приказа МПР РФ №785 от 2 декабря 2002 г., паспортизацией не охватываются отходы пятого класса опасности для окружающей среды, не обладающие опасными свойствами.

Одновременно, «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденные Приказом МПР от 15 июня 2001 г. № 511, предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее — отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее — производители отходов). Таким образом, неопасные отходы (отходы, не обладающие опасными свойствами) не подлежат паспортизации, а также для них не определяется класс опасности. Из паспортизации также выпадают практически все отходы V класса опасности.

<Из вышеназванной формулировки вытекает и другая проблема. Кто должен составлять паспорт опасного отхода для твердых бытовых отходов, образующихся у населения? Ведь ТБО образуется у населения, а не у коммунальных служб, вывозящих ТБО. Аналогичная проблема возникает у заготовительных предприятий вторичного сырья в случае, если они принимают вторичное сырье у населения.>

В тоже время, согласно ГОСТу 30774-2001 паспортизации подлежат все отходы, что необходимо, как для статистического учета, так и для анализа.

Таким образом, формально из паспортизации в настоящее время выпадает значительное количество инертных отходов. В МПР, а затем и в Ростехнадзоре такую ситуацию решили просто, стали все отходы считать опасными, вопреки законодательству, здравому смыслу и мировой практике.

Такой подход откровенно приводит в замешательство, т.к. при трансграничном перемещении отходов применяются «Правила трансграничного перемещения отходов», утвержденные Постановлением Правительства от 17 июля 2003 г. № 442. Согласно Базельской Конвенции это Постановление фактически утверждает перечень опасных отходов, которые считаются опасными в соответствии с внутренним законодательством государства, т.е. Российской Федерации. В противном случае, это Постановление противоречит Российскому законодательству и Базельской Конвенции, т.к. под его действие не попадает значительная масса отходов, на которые составлен паспорт опасного отхода (т.е. считающиеся в России опасными отходами), но не включенные в Приложения 1 и 2.

Так какие же отходы опасные? Если все отходы опасные, как считает Ростехнадзор, то 442 Постановление противоречит Базельской Конвенции, т.к. допускает трансграничное перемещение опасных отходов.

На мой взгляд, рациональнее пересмотреть формулировку опасных отходов, обратившись к мировому опыту. В развитых странах, для опасных отходов, например, составлены списки (например, зеленый, желтый и красный в США). Т.е государственное регулирование охватывает ограниченный перечень отходов, действительно являющихся опасными. В нашей ситуации довольно легко перенести такой опыт и оставить формулировку «опасные отходы» в отношении отходов 1-2 класса опасности (а фактически токсичности) и некоторых отходов 3-го класса, а также обладающих опасными свойствами. Причем термин «пожароопасность» следует заменить на «легковозгораемость», согласно мировой практике и определению Базельской Конвенции.

Таким образом, государственный контроль опасных отходов будет рационален, т.к. не будет затрат бюджетных средств на излишний контроль (фактически административные барьеры для обращения) инертных и малоопасных отходов.

Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами

Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.

В обязанности юридических лиц входит создание паспортов для отходов, которые образуются в результате их деятельности. Это требование относится к мусору 1-4 классов опасности.

Сбор

Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.

Вывоз

Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.

Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.

Обработка для последующей утилизации

Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.

Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев

Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.

Обезвреживание

Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.

Утилизация

Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).

Захоронение

Запрещается проводить захоронение в следующих местах:

  • населённые пункты;
  • в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
  • там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.

Запрещается проводить захоронение бытового и производственного мусора на тех объектах, которые не включены в соответствующий реестр. Если предусмотрено, что из мусора должны быть извлечены полезные вещества, это надо сделать до того, как производить захоронение.

Платежи за размещение отходов, льготы по платежам за размещение отходов

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» устанавливаются Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. 

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»  устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Наименование загрязняющих веществ
Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 год
2017 год
2018 год
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)
4452,4
4643,7
4643,7
2. Отходы II класса опасности (высокоопасные)
1908,2
1990,2
1990,2
3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные)>
1272,3
1327
1327
4. Отходы IV класса опасности (малоопасные)
635,9
663,2
663,2
5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности
1
1,1
1,1
перерабатывающей промышленности
38,4
40,1
40,1
прочие
16,6
17,3
17,3

При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз.   Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов засчитываются в себестоимость продукции, платежи за сверхлимитное и несанкционированное размещение отходов должны выплачиваться за счет прибыли. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, размеры платежей могут быть снижены в пределах понесенных ими затрат на эти цели. Перечень таких мероприятий определен пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности — за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.).  Платежи носят компенсационный характер, однако их размер вызывает сомнение в адекватности. В частности, поступающих платежей не хватает на финансирование рекультивации земель, занятых под свалками.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Информация о нормировании содержится в ст. 18 ФЗ 89. При осуществлении работ ИП и юр. лиц, связанных с накоплением, в том числе раздельному сбору веществ, которые больше не будут применяться, необходимо придерживаться определенных лимитов по их размещению.

Они определяются исходя из допустимых норм компонентов, отрицательно влияющих на окружающую среду.

Согласно федеральному закону, существуют методические рекомендации, утвержденные органом исполнительной власти РФ, на основании которых ИП и юридические лица сами создают проекты, содержащие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Если нормативы и лимиты не соблюдены, на выполнение работ может налагаться запрет, а также деятельность может быть ограничена или приостановлена.

Официальное уведомление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О лицензировании в области обращения с отходами»

17 мая 2016

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является уполномоченным органом по выдаче лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок вступления в силу требования о получении организациями новых лицензий в области обращения с отходами был перенесен до 01.07.2016.

До указанного срока все хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление этой деятельности. Предоставленный Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» переходной период для получения лицензии не распространяется на виды работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

В целях оптимизации процедуры лицензирования Росприроднадзором принят приказ от 31.12.2015 N 1082 «Об оптимизации работы по рассмотрению территориальными органами Росприроднадзора заявлений о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности» о сокращении сроков лицензирования до 30 рабочих дней.

Кроме того, Росприроднадзором подготовлены и доведены до сведения своих территориальных органов методические рекомендации от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности.

Организациям, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, но не получившим до настоящего времени лицензию, необходимо обратиться с заявлением о предоставлении/переоформлении лицензии в территориальные органы Росприроднадзора с приложением документов, определенных п. 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062. Обязательным условием является наличие у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

При этом, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на территориях двух и более федеральных округов, то центральным аппаратом Росприроднадзора определяется территориальный орган, уполномоченный выдавать лицензию. Если лицензируемый вид деятельности осуществляется на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, то лицензию уполномочен выдавать Департамент Росприроднадзора по соответствующему федеральному округу. Если же лицензируемый вид деятельности осуществляется на территории одного субъекта Российской Федерации, то лицензия оформляется в территориальном органе Росприроднадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Для своевременного рассмотрения материалов об оформлении (переоформлении) лицензии Росприроднадзор рекомендует подать необходимые документы до 1 июня 2016 года.

С 1 июля 2016 года осуществление указанных работ с отходами I-IV классов опасности без лицензии будет являться административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:

ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа (для юридических лиц — до 50 тысяч рублей);

ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа (для юридических лиц — до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности без лицензии может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). При установлении таких случаев материалы будут направляться в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.

Информация по отходам в статьях

  • План мероприятий по отходам
  • Обращение с отходами на предприятии — проверочные листы
  • ? Требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов
  • ? Ввоз отходов на территорию РФ, трансграничное перемещение отходов
  • Накопление отходов до 11 месяцев
  • Запрет на захоронение отходов
  • Собственность на отходы
  • Биотестирование отходов 5 класса опасности
  • Отходы арендатора. Кто несет ответственность?
  • ? Лицензия по обращению с отходами
  • Штраф за отходы. Изменения в ст.8.2. КоАП РФ в 2019
  • Сброс отходов на почву
  • Учет в области обращения с отходами (журнал учета отходов)
  • ? Биологические и медицинские отходы
    • Отходы продуктов питания
    • Сбор и утилизация биологических отходов
    • Биологические отходы. Что к ним относится?
    • Медицинские отходы
  • ? Жидкие отходы

    Жидкие бытовые отходы или сточные воды

  • ? Виды отходов производства и потребления
    • Навоз КРС
    • Иловые осадки сточных вод / избыточный ил очистных сооружений
    • Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания
    • Мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли
    • Молочная продукция утратившая потребительские свойства
    • Отход светодиодных ламп. Состав, расчет норматива
    • Отходы жиров при разгрузке жироуловителей
    • Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек. Расчет норматива
    • Лом шамотного кирпича
    • Отход лом черных металлов
    • Обувь кожаная рабочая утратившая потребительские свойства
    • Отходы орг.техники. Состав, ФККО, паспорта, расчет…
    • Спецодежда — отходы. Как выбрать из ФККО и сделать расчет образования?
    • Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный
    • Смет с территории предприятия малоопасный
    • Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ
    • Шлам нефтепродуктов. Паспорт, расчет, ФККО, утилизация
    • Помет куриный. Инструкция по обращению, расчет класса опасности
    • Отходы масел. Паспорта на отходы, расчет, инструкция по обращению
    • Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами
    • Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный
    • Отходы отработанных аккумуляторов
    • Отход шин/изношенные шины. Класс опасности, паспорт и калькулятор расчета
    • Отход — лампы ртутные, люминесцентные. Паспорт, требования, калькулятор расчета…
  • Нормирование отходов
    • Лимит на размещение отходов
    • Cборник удельных показателей образования отходов производства и потребления
    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    • Статистический метод расчета отходов
    • Расчет нормативов образования отходов.Образец
    • Превышение нормативов образования отходов. Как избежать?
    • Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление
  • Осадок очистных сооружений

    Регламент утилизации отходов. Осадок очистных сооружений

  • Отходы животноводства
    • Штрафы за отходы животноводства. Изменения в КоАП РФ
    • Технические условия на органическое удобрение. Образец
    • Регламент на производство удобрения из навоза (помета)
  • Отчеты по отходам
    • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для 3 категории ОНВОС
    • Отчет МСП. Надо ли сдавать за 2019 год?
    • Отчетность 2 ТП отходы. Последние изменения 2019 года
  • ? Паспортизация отходов
    • Определение класса опасности отходов. В каком случае необходимо?
    • Определение состава отходов. Литературный источник или КХА?
    • Паспорт на отход, и все о паспортизации отходов
    • Биотестирование отходов 5 класса опасности
  • Санитарные требования к отходам
    • Правила хранения отходов
    • Определение класса опасности токсичных отходов. СП 2.1.7.1386-03 и ст.6.3 КоАП РФ
  • Твердые коммунальные отходы (ТКО)
    • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Норматив ТКО
    • Приказ по ТКО. Образец для использования
    • Площадки накопления ТКО
    • Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
    • Тариф на ТКО
    • Уборка территории многоквартирного дома
    • Разъяснения по ТКО
    • Норматив ТКО
    • Уличный смет относится к ТКО?
    • Твердые коммунальные отходы. Что к ним относится?
    • Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
    • Ликвидация несанкционированных свалок.
    • Периодичность вывоза ТКО
    • Крупногабаритные отходы

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

Общие требования к обращению с отходами разных видов

В Федеральном законе №89 прописан ряд обобщённых требований по обращению с отходами.

Деятельность, связанная со сбором, хранением и переработкой опасных отходов должна быть лицензирована. Безоговорочным условием для получения лицензии является соблюдение норм и условий по безопасности для здоровья и жизни человека и окружающей среды.

Требования ФЗ в области обращения с отходами

Во время строительства, реконструкции или сноса зданий и сооружений, происходит образование отходов, поэтому организациям требуется:

  • получение одобрительного заключения государственного эксперта по экологической политике;
  • соблюдение норм и правил экологической политики;
  • ведение документации о сборе и хранении образующегося вторсырья;
  • предоставление площадей и сооружений для сбора отходов.

Реализация Федерального закона № 89

В ходе эксплуатации предприятий, зданий и сооружений собственники берут на себя обязательства:

  • применять в организации современные технологии малоотходного производства;
  • организовать проведение инвентаризации объектов, где размещены отходы и самого утиля;
  • соблюдать требования по предотвращению аварий, связанных с перевозкой или переработкой и утилизацией отходов и выполнять действия по их устранению;
  • при угрозе возникновения аварии незамедлительно довести до сведения уполномоченные дозорные органы исполнительной власти федерального уровня и местные органы управления.

Отходы с производства и опасные

Федеральным Законом предусматриваются требования, предъявляемые к объектам размещения отходов производства (ОРО) – специально оборудованным сооружениям – полигонам, шламохранилищам):

Требования к объектам размещения отходов производства

  • формирование ОРО происходит после выдачи разрешения уполномоченной комиссией, состоящей из представителей федеральной власти;
  • место строительства ОРО устанавливается при получении заключения государственной экологической экспертизы;
  • категорически запрещено закапывать отходы на территориях действующих поселений, курортных и парковых, а также водоохранных зон, вблизи подземных водных источников;
  • все ОРО подлежат занесению в государственный реестр.

Требования к обращению отходов, являющихся опасными. Опасными являются отходы, содержащие вредные вещества (токсичные, взрыво- и пожароопасные, радиоактивные), которые самостоятельно или при контакте с другими веществами создают потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.

Подразделение на классы опасности происходит в зависимости от степени вредного воздействия (с 1 по 5). Частные предприниматели и юридические лица обязаны классифицировать образующиеся опасные отходы, оформляют на них паспорт.

Классы опасности отходов

Лица, в чьи должностные обязанности входит обращение с опасными отходами, должны быть обучены и аттестованы с вручением сертификата на право обращения с отходами опасного класса.

Транспортировка опасного утиля осуществляется с соблюдением следующих условий:

  • обязательно выписывается паспорт на категорию опасные отходы;
  • транспорт для перевозки должен быть снабжён спецоборудованием и предупреждающими знаками;
  • оформленные по всем правилам документы для транспортировки и передачи опасных отходов, где указаны их количество и пункт назначения.

Требования к транспортировке опасных отходов

Учёт отходов на предприятии

Законодательство Российской Федерации (ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ) обязывает всех юридических лиц и ИП, при обращении с отходами, вести учёт движения отходов в соответствии с утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Порядком учёта в области обращения с отходами (далее — Порядок учёта). Учёту подлежат все образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённые отходы. На данный момент актуальной является редакция Порядка учёта от 25.06.2014, а также терминологические поправки Закона №458-ФЗ — введены понятия «утилизация» и «обработка», вместо «использование».

Новая терминология более конкретно выражает суть процессов обращения с отходами при заполнении таблиц данных учёта отходов (приложения 2-4 к Порядку учёта):

«Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперации).

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.»

Основные положения требований к Порядку учёта:

1. Учёт в области обращения с отходами ведётся отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (ИП) в целом (абзац 6 пункта 3).

2 Учёт ведётся на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов. В случае невозможности провести фактические изменения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, учёт ведётся на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приёма-передачи; договоров (пункт 4).

3. Учёту подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, переданных или полученных от других лиц, также размещённых юридическим лицом и ИП за учётный период (пункт 5).

4. Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7).

5. Данные учёта ведутся в электронном виде. При отсутствии такой технической возможности данные учёта оформляются в письменном виде.

6. Заполнение таблиц данных учёта осуществляется лицом, ответственным за учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи их другим лицам или получения от других лиц, размещения отходов (пункт 6).

7. Таблицы данных учёта заполняются по юридическому лицу лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), по ИП (пункт 10).

8. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

• с точностью до трёх знаков после запятой (с точностью до килограмма) — для отходов I, II, и III классов опасности;

• с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности.

Вышедшие из употребления люминесцентные лампы, содержащие ртуть, отражаются по массе изделия (пункт 11).

9. В каждой заполняемой строке таблиц данных учёта в графах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, — ноль (пункт 12).

10. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки группируются по классам опасности отходов (пункт 13).

11. В таблицах указываются коды видов отходов по ФККО, при отсутствии соответствующего вида отходов в ФККО указывается ноль.

Порядок и правила вывоза мусора

Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.