Мораторий на проверки продлили до конца 2022 года

Оглавление

Мораторий на налоговые и валютные проверки

Мораторий установлен на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409. Распространяется он на всех налогоплательщиков – физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц.

Приостановлены:

  • выездные проверки, в том числе повторные;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проверки по соблюдению валютного законодательства.

Приостановлено течение сроков осуществления следующих мероприятий (Письмо ФНС от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@):

  • проведение и приостановление проведения выездной налоговой проверки;
  • составление и вручение акта такой проверки;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление и вручение дополнения к акту налоговой проверки;
  • представление возражений на дополнение к акту;
  • составление акта, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.

Мораторий действует до 30 июня 2020 г. Назначенные проверки возобновляются с 1 июля 2020 г. без вынесения налоговым органом специального решения.

До особого распоряжения приостановлено проведение мероприятий налогового контроля, подразумевающих контакт проверяющих с другими лицами (п. 2 Приказа ФНС от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@). Это касается тех мероприятий, в ходе которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика (ст. 91 НК РФ), а также осуществления допросов (ст. 90 НК РФ), осмотров (ст. 92 НК РФ), вызовов в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), выемок (ст. 94 НК РФ) и др.

Проведение налоговой проверки в период действия моратория влечет недействительность ее результатов (п. 14 ч. 1 ст. 101 НК РФ).

«Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране Правительству РФ были переданы полномочия устанавливать в 2020 и в 2021 годах запреты или ограничения для проведения надзорных проверок бизнеса (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В 2020 году Правительством РФ в  был установлен жесткий мораторий на проверки: как на плановые, так и на внеплановые, как для малого бизнеса, так и для крупного, лишь за некоторым исключением.

На 2021 год Правительство РФ сочло необходимым также установить мораторий, однако гораздо более мягкий ().

Мораторий для малого бизнеса

Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие плановые проверки не попали под мораторий-2021?

  • все плановые лицензионные проверки;
  • плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных ;
  • плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет;
  • плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона № 294-ФЗ, в том числе — налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Мораторий на проверки в связи с введением в действие Закона о госконтроле с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 года в силу вступает (далее — Закон о госконтроле), в связи с чем ряд норм Закона № 294-ФЗ перестанет применяться. Новый закон сильно видоизменит государственный контроль и надзор за бизнесом.

Из-за этой реформы п. 6 Постановления № 1969 предусматривает дополнительные «мораторные» условия, однако в настоящий момент нельзя сказать точно, в каких конкретно сферах они будут (и будут ли) применяться:

  • уже включенные в план проверок-2021 проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из плана, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • однако если такие проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об этом ином виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то они все же не исключаются из плана;
  • кроме того, вместо запланированной на дату с 01.07.2021 выездной проверки надзорный орган вправе провести не проверку, а инспекционный визит. И хотя инспекционный визит, по общему правилу, проводится внезапно (п. 4 ст. 70 Закона о госконтроле), но именно в указанном случае, в 2021 году, о таком визите нужно будет предупреждать заранее — не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в план -2021 (п. 2 Постановления № 1969). Зато контролеры не вправе будут провести на месте выезда — в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте — больше одного рабочего дня (ч. 5 ст. 70 Закона о госконтроле).

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

25.02.2021, 15:03

Как будут скорректированы проверки в 2021 году?

В наступающем году влияние коронавирусной повестки будет продолжаться и вносить свои коррективы в контрольно-надзорную деятельность над субъектами предпринимательской деятельности. Новая нормативно-правовая база уже сформирована и в ближайшее время мы увидим новые правила в действии. В целях корректировки регулирования контрольно-надзорной деятельности Правительство РФ выпустило Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969), которое определяет особенности проведения проверок в плановом режиме на 2021 год. Оно уже вступило в силу. Кроме этого, с 1 июля следующего года вступают в силу большинство норм нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Этим законом устанавливаются базовые «правила игры» в сфере осуществления госконтроля во многих сферах деятельности. В этих документах прописывается множество различных правовых нюансов, которые будут непосредственно влиять на процесс проведения проверок в отношении бизнеса. Но в рамках этой колонки мы рассмотрим только три очень важных момента, правильное понимание которых убережет отечественный бизнес от многих иллюзорных ожиданий и совершения роковых ошибок. Итак, нас прежде всего интересует: 

  1. Продление моратория на плановые проверки;

  2. Дистанционные проверки;

  3. Появление новой формы контроля под названием «инспекционный визит».

 Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее.

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений

Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст

70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам. 

Как проводятся незапрещенные проверки?

Разрешенные проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438). Выезд должностных лиц надзорных органов возможен лишь в исключительных случаях (п. 7 Постановления № 438) – в ходе проверок: по фактам причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и по ранее выданным предписаниям по таким фактам; в случае возникновения ЧС; по поручению президента или Правительства РФ; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Надзорный орган может провести проверку, только если она вошла в ежегодный план проверок. При этом из таких планов должны быть исключены проверки, на которые распространяется мораторий (п. 3 Постановления № 438). Надзорный орган не может назначить проверку, вошедшую в план после 18 марта 2020 г., если она не указана как разрешенная. Такое действие запрещено (п. 8 Постановления № 438), оно будет являться грубым нарушением закона (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 26.2 Закона № 294) и повлечет недействительность результатов проверки. Вместе с тем проверки, приостановленные в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г., должны быть завершены (п. 9 Постановления № 438).

Сводный план проверок размещается на сайтах Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъекта и соответствующего надзорного органа. Вошло ли юрлицо или ИП в перечень проверок, можно проверить через информационную систему «Единый реестр проверок», указав ИНН, ОГРН или название компании.

Пунктом 2 ст. 9 Закона № 294 установлены ограничения по проведению проверок. Например, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года (лишь для некоторых видов деятельности, где действует усиленный контроль со стороны государства, установлены исключения, например для сферы здравоохранения, образования и др.; Правительство РФ может установить иную периодичность проведения проверок для определенных видов деятельности). Для субъектов малого предпринимательства продолжают действовать введенные ранее «надзорные каникулы» (ст. 26.2 Закона № 294).

Виды проверок

Контролируют бизнес несколько структур: налоговая, Роспотребнадзор, трудовая инспекция, пожарная охрана, прокуратура и другие. Основной способ надзора — проверки. Они делятся на плановые и внеплановые.

Первые проводят раз в три года по заранее утверждённому плану, который размещают на сайте Генпрокуратуры РФ, поэтому к ним можно и нужно готовиться заранее. Внеплановые используют в двух случаях: когда нужно проконтролировать, как устранили нарушения, выявленные в ходе плановой проверки, либо если требуется отреагировать на жалобы.

По методу проведения проверки могут быть документарными (камеральными), когда надзорный орган запрашивает документы, и выездными — проверяющие сами приезжают на место. Срок проведения контрольных мероприятий — 20 рабочих дней, для малых предприятий — в общей сложности не более 50 часов, для микропредприятий (с численностью работников до 15 человек) — до 15 часов.

Какие изменения вступают в силу в июле 2021 года?

После 1 июля 2021 года со вступлением в силу 248-го закона вместо выездной проверки контролирующие органы могут проводить инспекционный визит. Чтобы сократить число личных контактов, часть проверок может проходить дистанционно с использованием аудио- или видеосвязи. Продолжительность плановой проверки ограничат десятью рабочими днями вместо 20.

Мораторий на проверки: на кого распространяется?

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, действовавший с 31 марта до конца 2020-го, продлён до 31 декабря 2021 года. Но есть несколько условий, при которых проверок всё равно не избежать. Среди них:

  • наличие производственных объектов I, II и III класса опасности (например, выброс вредных веществ или транспортировка газа под давлением) или режим постоянного государственного контроля;
  • грубые нарушения за последние три года;
  • лицензируемые виды деятельности;
  • объекты здравоохранения, соцобеспечения, образования и подобные организации;
  • деятельность в ряде сфер с повышенным риском (радиационная безопасность, охрана гостайны).

Кроме того, мораторий не распространяется на налоговые, прокурорские и другие проверки в финансово-бюджетной сфере, которые не регулируются 294-м,248-м законами.

Материал по теме
Какому бизнесу не нужна онлайн-касса?

Налоговые проверки

Налоговые инспекторы проверяют правильность платежей и сроки их перечисления в бюджет. Камеральные налоговые проверки проводят на основании сданных деклараций и отчётов. Самые частые причины проведения внеплановых проверок:

  • реорганизация или ликвидация бизнеса;
  • обращения о нарушениях от третьей стороны;
  • подозрение в нарушении платежей. Например, сумма отчислений ниже средней по отрасли или резко изменились показатели финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с аналогичными налоговыми периодами. Допустим, пять лет компания получала прибыль в размере 4–5 миллионов ежегодно, а на шестой год образовался только миллион.

Действенный способ избежать внепланового визита налоговых инспекторов — дать исчерпывающий ответ на этапе предварительной проверки, когда ФНС запрашивает пояснения по полученному сигналу о нарушениях.

Как происходит проверка: у налоговой есть соответствующее решение, где уже указано, какие налоги и за какой период необходимо изучить, кто в этом будет участвовать. Налоговая служба запрашивает документы и банковские выписки, осматривает территорию и помещения, опрашивает свидетелей, проводит при необходимости экспертную оценку стоимости объектов и подлинности документов, подписей. По итогам проверки оформляется акт. На его основании могут привлечь к финансовой или административной ответственности, предложить погасить задолженности.

Внепланово ФНС проверяет и правильность использования контрольно-кассового аппарата (ККТ). Вероятность проверок зависит от количества зарегистрированных ККТ и месячного плана налоговой по общему числу проверок. Камерально анализирует данные, поступающие с онлайн-касс. Если обнаружены несоответствия или нарушения, предпринимателя приглашают в налоговую для разъяснения или привлекают к ответственности. На выездных проверках инспекторы фиксируют правильность применения ККТ на фото или видео либо используют метод контрольной закупки.

Большинству компаний без онлайн-касс никак не обойтись. Но в этом есть и плюсы: помимо соблюдения требований закона, при помощи этого аппарата можно выполнить множество насущных задач. Например, маркировать товары или вести бухгалтерию. Кроме того, автоматика сводит к минимуму ошибки из-за человеческого фактора, а значит, не будет и штрафов.

Подробнее

Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!

Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:

  1. Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
  2. Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).

*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.

Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
  • Контроль за обращением медицинских изделий;
  • Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Надзор по закону о защите прав потребителей;
  • Пожарный надзор;
  • Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:

  • Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
  • Проведение административных расследований;
  • Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
  • Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.

Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):

  • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.

Внеплановые проверки остаются

Несмотря на то, что ПП РФ № 438 приостанавливает проведение плановых проверок, органы надзора смогут по-прежнему назначать и проводить внеплановые проверки по следующим основаниям (п. 1 и 2):

№ п/п Основание проверок Согласование прокуратуры
1 Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью Требуется
2 Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
3 Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан
4 Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя Не требуется
5 Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав)
6 Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность Не требуется
7 Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений
8 Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

При этом, п. 6 Постановления № 438 установлено, что внеплановые проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Исключений всего два:

  • Когда выезд согласован с органами прокуратуры в случаях, указанных в пунктах 1-3 таблицы выше;
  • Когда возможность выезда должностных лиц органов контроля предусмотрена поручением Президента РФ, Правительства РФ или прокурора (данное исключение касается проверок, указанных в п. 4-5 таблицы выше).

К кому могут прийти с плановой проверкой?

Плановые проверки отменены:

  • для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр субъектов МСП (числится ли организация в реестре, можно проверить на сайте ФНС);
  • для НКО со средней численностью сотрудников не более 200 человек; за исключением НКО, являющихся иностранными агентами, и политических партий;
  • для остального бизнеса; кроме юрлиц и ИП, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Такими объектами считаются: детские дома, интернаты, дошкольные учреждения, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, школы, детские сады и др. (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290).

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано: 

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго. 

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Особенности и подводные камни моратория на проверки в 2021 году

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП. Однако, в отличии от полного «табу» на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки. Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Пункт 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о:

  • привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;

  • дисквалификации или приостановки деятельности;

  • приостановке или аннулировании лицензии.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий. Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке. Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2020 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2021 год. 

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан. 

О Постановлении Правительства № 438

Начнем разбор темы с ПП РФ № 438. Забегая наперед, отметим, что это не единственный подзаконный нормативный правовой акт, которым устанавливаются особенности и послабления проведения проверок в 2020 году, однако именно он распространяется на большинство видов государственного контроля (надзора).

Если кратко, то ПП РФ № 438 в 2020 году приостановлено большинство плановых проверок (за некоторыми исключениями). Однако следует учитывать, что данное Постановление распространяется не на все виды государственного контроля (надзора), который может проводиться в отношении медицинских организаций. Поэтому обязательно рекомендуем дочитать данную заметку до конца.

Послабления в части страхового надзора

Выше мы говорили о том, что мораторий на проверки в том числе распространяется на страховой надзор. Помимо ПП РФ № 438, соответствующие послабления также содержатся в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 432, согласно пп. «з», «и» п. 1 которого до 31 декабря 2020 года приостанавливается:

  • проведение страховыми медицинскими организациями и ТФОМС плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, за исключением медико-экономических экспертиз медицинской помощи при онкологических заболеваниях, остром нарушении мозгового кровообращения, остром коронарном синдроме, а также медико-экономических экспертиз по обращениям застрахованных лиц. Медицинские организации вправе принять решение о предоставлении медицинской документации, необходимой для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в страховую медицинскую организацию;
  • проведение ТФОМС в плановой форме контроля за деятельностью страховых медицинских организаций.