Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото

Оглавление

Жанровое деление

Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.

Рис. 1. Жанры классицизма.

Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.

Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.

Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.

Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.

Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.

Постмодернизм

Сегодня в архитектурной среде доминирует плюрализм идей и мнений. Ни одно из направлений архитектуры не может называться приоритетным, ни одна концепция не возводится на пьедестал в качестве истинной. Развитию таких взглядов способствовало движение постмодернизма. Его философия исходит из той установки, что ориентация на художественный абсолют провоцирует воспроизведение тоталитарного сознания у человека и тоталитарных структур в обществе и поэтому не может быть с успехом использована.

Архитектурный постмодернизм возрождает исторические принципы построения композиции зданий (симметрию, перспективу, пропорциональность), использует элементы всех стилей, применяя принципы высокой эклектики. Кроме того, постмодернизм свободно обращается практически с любыми видами декора. Копирование как таковое здесь просто исключено. Несколько стилей могут быть собраны воедино и проникать друг в друга, образуя удивительные и неповторимые здания.

В архитектуре ХХ века возникало и исчезало также и множество других направлений, движений и школ. Модернизм, интернациональный стиль, историзм, структурализм… При этом далеко не все современные направления оказывают ощутимое влияние на проектирование и облик частных домов. И есть еще одна причина, по которой новая архитектура не слишком широко распространена: заказчик очень часто оказывается неготовым к восприятию тех или иных авангардных идей. Получается, что современная архитектура – при всей своей чудесной простоте – оказывается элитарной, подчас до чрезвычайности. Как говорится, сlass not mass. Однако, если вам захотелось построить дом в стиле брутализма или хай-тека, то разве нужно отказывать себе в этом, оглядываясь на соседей или друзей, предпочитающих что-то более традиционное? ( см. раздел архитектура в живописи )

Классицизм в архитектуре Англии

Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль. Kenwood House, London

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.

Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:

  • симметрично спланированные здания,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton

Минутное видео-обозрение:

https://youtube.com/watch?v=Sse9qdJvgWg

Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.

Что это такое

Классическая является наследницей античной архитектуры. Несмотря на их сходства, принято именно классикой называть стиль, если он:

  • Основан на архитектуре античности, то есть Древнего Рима и отчасти Греции.
  • Построен после эпохи Возрождения, то есть сама римская постройка классикой называться не будет.

Хотелось чего-то проще, при этом без потери красоты. Родителем стиля считают Андреа Палладио, он первым адаптировал философию и памятники древности под реалии 17 века.

За Ренессансом пришла в моду строгая и при этом утонченная классика. Родиной классицизма является Франция и Англия. Когда классицизм пришел в Россию, во времена Екатерины Великой, в Европе уже в моде был Неоклассицизм. Считается, что русский классицизм ближе к неоклассицизму, чем к классике.

Неоклассицизм: антитеза модерну, эклектика и долгая жизнь

Дом Антоновой. Санкт-Петербург. Неоклассицизм. Архитектор – Василий Шауб.

В начале XX века стал развиваться новый стиль в мировой архитектуре. В разных странах его называли неодинаково. В России он получил название модерн. Для него характерно использование стекла, бетона, металла при возведении жилых и административных зданий.  В нашей стране от него быстро устали и решили вернуться к истокам.

Так появился неоклассицизм, который имел схожие черты с новыми стилями, развивающимися в других странах, но оставался особенным, петербургским. Русские архитекторы в то время ставили своей целью не просто вернуть классическое направление в архитектуре, а развивать его, используя современные достижения.

Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Неоклассицизм. Архитектор — Петер Беренс (Peter Behrens).

Неоклассицизм развивался и после Октябрьской революции. Его идеи использовались при возведении зданий в Советскую эпоху. Более того, этот стиль вновь стал актуальным в наши дни. Его часто выбирают при проектировании загородных домов.

Архитектура дома в современном классическом стиле — это вечная классика, которая сохранила величие, элегантность, но стала строгой и сдержанной.

Что такое классицизм в музыке

Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д.Д.Шостакович, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, за рубежом — Ш.М.Видор, М.Дюпре, Дж.Гершвин, Д.Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII – середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны. Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле.

Скульптура классицизма

Христос и ангелы работы Бертеля Торвальдсена , главный алтарь Vor Frue Kirke , Копенгаген

Вероятно, величайшим и наиболее уважаемым скульптором той эпохи был итальянец Антонио Канова , создававший один шедевр за другим с 1770-х годов до примерно 1820 года. С одной стороны, его стиль сильно основан на древности, но тяготеет к большому изяществу и элегантности; Также типична очень гладкая, идеальная обработка поверхности мрамора. Считается «пионером» классического стиля, его работы оказали большое влияние не только на других скульпторов, но и на живопись (например, на Энгра ). Бертель Торвальдсен , датчанин, который провел много лет в Риме и который был единственным, кто мог соперничать с искусством Кановы с точки зрения художественного качества,
работал в очень похожем стиле ; у него также было много учеников, особенно с севера Альп.
Во Франции в ранний период работал
Жан-Антуан Удон , чьи работы также имели определенное международное влияние (включая портретные бюсты Вольтера (1779–1781, Комеди-Франсез , Париж) и Джорджа Вашингтона (1785, Капитолий, Ричмонд)). . Самыми известными немецкими скульпторами того времени были Иоганн Генрих фон Даннекер и Иоганн Готфрид Шадов , которые оба познакомились с Кановой в Риме. Самая известная работа Шадова — его очень реалистичный двойной портрет Die Prinzessinnen Luise и Friederike von Preußen (см. Иллюстрацию вверху), созданный между 1795 и 1797 годами , в котором, однако, он отдает дань уважения гораздо менее гладкому идеалу, чем Канова и Торвальдсен. и в одном еще почти рококо изящество и объемность складок.

Как появился московский классицизм

Классицизм в русской архитектуре появился во времена царствования Екатерины Великой. Впервые за долгое время власть озаботилась украшением не только новой (Петербург), но и древней столицы. Несколько десятилетий Москва, утратившая столичный статус при Петре I и оставленная двором при Анне Иоановне, была почти заброшена.

Многие здания в стиле классицизма, выстроенные в эту эпоху, пострадали во время московского пожара 1812 года. Император Александр I повелел отстраивать древнюю столицу в том же стиле – и город стал еще прекраснее. Однако в Москве классицизм приобрел своеобразные черты. В отличие от петербургского, он более камерный. А все потому, что сформировался среди городских усадеб, из которых тогда и состояла Москва. 

Происхождение и определение понятия классицизма

Понятие «классицизм» порождает проблемы с определением. Вот почему может быть полезно вернуться к семантическому происхождению слова, чтобы понять его значение. Термин classicus обозначает на латыни самый богатый класс современного общества. Последовательными сменами термин обозначал последний класс авторов, то есть писателей-справочников, тех, которые изучаются в классах. Именно из этого чувства , что слово используется для обозначения одной стороны, античных авторов достойны подражаний и других французских писателей XVII — го  века , который разработал измерение искусства и разум, защищая уважение и имитацию Древних. Термин классицизм впервые используется Стендалем в 1817 году для обозначения произведений, которые берут за образец античное искусство в отличие от романтических произведений .

Классицизм относился бы к моменту изящества во французской литературе, когда французский дух был наиболее полно проиллюстрирован. Это время соответствует второй половине XVII — го  века , или точнее годы 1660-1680. Это видение защитили историками литературы XIX — го  века. В результате классицизм служил фоном для всех, кто защищал менее регламентированную литературу, начиная с романтиков. Термин классицизм, применяемый к периоду национальной литературы, характерен для французской литературы. В других европейских литературных источниках этот термин используется для обозначения первых авторов-классиков, то есть авторов Древней Греции, которые в то время служили образцом для всей Европы.

Однако французский классицизм определяется не только историческими критериями. Он также соответствует формальным критериям. Классические произведения основаны на желании имитировать и заново изобретать древние произведения. Они уважают разум и ищут баланс, основанный на естественности и гармонии. Поэтому многие произведения XVII — го  века были отклонены сторонниками классицизма, так как они не соответствовали общепринятым стандартам. Термин барокко позже было заимствовано из изобразительного искусства , чтобы обозначить эту литературу, которая не была в теоретических рамках времени, особенно в литературе первой половины XVII — го  века. Но, само собой разумеется , что авторы XVII E  века не были осведомлены об этих категориях и о том , что так называемой барочной литературе в значительной степени питала так называемую классическую литературу. То же самое и с маньеризмом , предшествующим классицизму, и с последующим рококо . Роджер Зубер определяет классицизм, исходя из понятия вкуса, который означает способность находить справедливый баланс между противоположными тенденциями. Этот вкус зародился в обыденных салонах и оказал глубокое влияние на литературу второй половины века.

История возникновения

В Европе вновь обратились к истокам классической эстетики в конце XVIII века. В искусстве наметился перелом: люди устали от вычурного, перегруженного рококо. Обществу захотелось простоты, лаконичности, возврату к классической утонченности.

В это время происходят раскопки в Помпеях, которые возродили интерес к античному искусству. Живописцы, скульпторы, архитекторы вдохновляются работами мастеров той эпохи. Большой вклад в становление неоклассицизма внес археолог Иоганн Викельман. Он призывал людей искусства искать воплощение высоких идеалов в античности.

Последователи неоклассицизма искали вдохновение в эпохе Ренессанса. А их предшественники — в эстетике Возрождения. На неоклассиков повлиял рационализм Просвещения. В своем творчестве они опирались на разум, стремились к изучению законов природы, чтобы достичь гармонии.

Поэтому неоклассицизм объединяет в себе характерные черты нескольких направлений. Скульпторы, архитекторы, живописцы постарались взять лучшее, чтобы создать идеальный стиль, соответствующий требованиям того времени.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», — говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Черты классицизма в живописи

Классицизм на полотне можно определить по таким характерным признакам:

  • строгое соблюдение пропорций;
  • упорядоченность, стройность общей композиции;
  • чёткие линии и формы;
  • стремление к симметричности;
  • спокойствие, отсутствие хаоса и чрезмерного пафоса;
  • стремление следовать строгим канонам живописи;
  • затрагивание вопросов только высоких и вечных тем.

Ещё один из важнейших признаков классицизма в произведениях – анатомическая идеализация тела. С натуры не рисовали. Считалось, что человек должен быть запечатлён на картине с максимально развитым телом, что в действительности можно встретить нечасто.

В этом, например, лежит принципиальное различие между классицистическим подходом и реализмом. Здесь нет изображения действительности, какой она есть, без прикрас, ретуши. Реализм работает с более обыденными явлениями и героями, приземлёнными и простыми.

В то же время классика далека и от романтизма. Бунт, излишняя идеализация, попытка побега от реальности – всего этого нет на полотнах Пуссена, Лоррена, Давида.

Главным же антиподом классицизма смело можно назвать барокко. Особенно ярок контраст между барочной эстетикой и прагматизмом Давида и его последователей. Хаотичность, драма, экспрессивность противостоят холодному рассудку и сдержанности. По сути классицистический метод был призван несколько «приструнить» повсеместное распространение барокко, предложить другие взгляды на искусство.

Объем

В Глиптотека в Мюнхен, разработано Лео фон Кленце и построен 1816–1830 гг., образец Неоклассическая архитектура.

Как отмечалось выше, классические стили архитектуры доминировали в западной архитектуре в течение очень долгого времени, примерно от эпохи Возрождения до появления модернизма. Иными словами, классическая древность, по крайней мере теоретически, считалась главным источником вдохновения для архитектурных начинаний на Западе на протяжении большей части Современная история. Тем не менее, из-за либеральных, личных или теоретически различных интерпретаций античного наследия, классицизм охватывает широкий спектр стилей, некоторые даже, так сказать, перекрестные ссылки, например , который черпает вдохновение из работ итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, который сам черпал вдохновение в древнеримской архитектуре. Более того, можно даже утверждать, что стили архитектуры, которые обычно не считаются классическими, например готика, могут содержать классические элементы. Поэтому сложно дать простое очертание рамок классической архитектуры. Можно сказать, что более или менее определяющая характеристика является ссылкой на древнегреческую или римскую архитектуру, а также на архитектурные правила или теории, вытекающие из этой архитектуры.

Классическая живопись

Вообще в истории живописи классицизм можно понимать как минимум двумя основными способами:

как метаисторическая категория, понимаемая «в широком смысле», классическая живопись становится синонимом академической живописи , которая основана, прежде всего, на реализме и фигурации, и представляет вещи якобы объективным, традиционным, если не немного остроумным образом, и действительно не стремиться вызвать скандал любой ценой. Более того, это значение обычно весьма уничижительно.

Как историческая категория и понимаемая в ограниченном смысле, классическая живопись — это художественное течение, которое противоположно движению барокко , будь то на уровне мастерства, композиции или привилегированных предметов. После эксцессов маньеризма , ряд художников XVII — го и XVIII — го  веков решить свой род возвращение на заказ и хочет , чтобы найти баланс и совершенство достигается , в частности , древними художниками и переоткрыт художниками позднего Возрождения .

Классическая живопись основана в основном на творчестве Рафаэля , который останется эталоном. Она стремится к идеалу совершенства и красоты через благородные сюжеты, предпочтительно вдохновленные древностью или греко-латинской мифологией, такие как героические образы, победы или чистота женщин.

Классическая живопись ведет к медитации и изучает новых мастеров выражения морали и, более того, драматургии. Большое место занимают триумфальные шествия, равно как и сюжеты, превозносящие благородные чувства.

Среди величайших представителей классической живописи большое количество французских художников, движение которых имеет значительное влияние в стране благодаря преобладанию классицизма в архитектуре во время правления Людовика XIV . Особо отметим Филиппа де Шампень , Николя Пуссена и Шарля Лебрена .

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре

Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.

Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии.  Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:

Классицизм в России

Александровский дворец, Джакомо Кваренги

Смольный институт, Джакомо Кваренги

Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.

План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов

Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как  Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.

Петровский путевой дворец, Матвей Казаков

Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков

Таврический дворец, Иван Старов

Как определить классицизм в интерьере спальни?

Из Древнего Рима в дома буржуазии перешли живописные и гротесковые мотивы. Все кровати, начиная с готики, обязательно украшались балдахином разной формы. Широкую кровать укрывают расписные подушки. Колонны и пилястры, выполненные из мрамора, свидетельствуют об изысканном вкусе своего владельца. Распространены многоуровневые потолки, поэтому в проекты коттеджей заранее вносят высоту потолков минимум 3 м. Дорогие шторы с узорами из тяжелых тканей гармонируют с лепниной карнизов прямоугольной формы.

Дизайну спален характерно:

  • Однотонная цветовая гамма стен;
  • Использование позолоты, практически отсутствие серебра;
  • Изобилие текстиля, который представлен шелком, бархатом, парчой;
  • Люстра с плафонами в виде свеч;
  • Отсутствие контрастности и оляпистости.

Камины были источником обогрева всего дома, их устанавливали не только в гостиных, но и в спальнях. В помещениях они служат не только показателями роскоши. Над камином размещалась каминная полка, куда ставили небольшие статуэтки, старинные часы. Часто над ними вешали большие зеркала. Классический камин – образец чувства меры. Он отличается лаконичностью, а принадлежность к высокому стилю выражена в использовании натурального камня и древнеримских орнаментов.

Классицизм в интерьере, фото которого отличаются рациональным использованием пространства, использует для отделки стен виниловые обои, декоративную штукатурку, или же ткань светлых оттенков (чаще всего – бежевых и персиковых). Массивные портьеры скрывают легкие занавески из тюли или органзы.

Как проявил себя в русской…

Архитектуре

Основные признаки классицизма в архитектуре:

  • строгая симметрия;
  • пропорциональность;
  • четкая планировка и продуманная величественная композиция.

Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).

Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).

Яркие представители классицизма в архитектуре:

  1. В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
  2. М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
  3. И.Е. Старов (Таврический дворец).

Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;

Литературе

Для русского классицизма характерны следующие черты:

  • преобладание разума над чувствами;
  • конфликт долга и страстей;
  • равенство и справедливость.

Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.

  • М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
  • Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
  • Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;

Музыке

Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.

Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.

Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;

Живописи

Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.

Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.

Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.

Театре

Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.

Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.

Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.

Небольшая историческая справка

Распространению классицизма предшествовали два события. Наступила эпоха Возрождения. Европейская знать в восемнадцатом веке уже в полной мере пресытилась напыщенностью стиля рококо, который сменил не менее надоевшее барокко. Поэтому была готова принять что-нибудь новое.

А в это время знаменитый для своего времени дизайнер Роберт Адам путешествовал по Италии в поисках вдохновения. И оно не заставило себя ждать на археологических раскопках древней Помпеи

Шотландец обратил внимание на строгость и изящество линий античной культуры. Именно это и легко в основу классицизма.

Спальня, оформленная в стиле классицизмИсточник topdom.ru

Гостиная, оформленная в стиле французского классицизмаИсточник nikolastupa.ru

К сожалению, в наше время многие путают понятия и приписывают все знаковые характеристики последнего классическому стилю. Но это верно лишь отчасти. Поскольку классика воплотила в себе все, что уже получило высшую оценку в обществе. И практически является эталоном в искусстве и архитектуре, а также моде.

А стиль классицизм занимает более узкую нишу, потому что он олицетворяет только строгий порядок и логику. Но некоторые его образчики с успехом заняли свое место в рядах классики. Стиль пришел из архитектуры храмовых комплексов античности. А ее посчитали образцовой многие зодчие и установили планку, которая держалась до конца девятнадцатого века.

Классицизм в оформлении рабочего кабинетаИсточник design-homes.ru

Роскошные интерьеры с камином с элементами классицизмаИсточник roomester.ru

Знать с восторгом приняла нововведения и начала оформлять свои дворцы, используя каноны классицизма. Особняки получались роскошными и монументальными. Но излишества умело скрывались за строгой симметрией и железной логикой. За время популярности направления было создано немало архитектурных ансамблей в духе классицизма, которыми восхищаются и в наши дни.

Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге

Несомненно, эпоха классицизма наложила огромный отпечаток на архитектуру Северной столицы. И по сей день в городе осталось множество прекрасных зданий того периода, каждое из которых имеет впечатляющую историю.

Каменноостровский дворец

Был построен в период между 1776 и 1781 годами. Автор шикарного творения неизвестен, однако строительство велось под контролем архитектора Фельтена. Архитектурное решение дворца – богатая загородная усадьба второй половины XVIII века. Здание — один из выдающихся памятников легендарного стиля.

Особняк Лаваль

В начале XIX века здание после долгих пертурбаций перешло во владение графини А. Г. Лаваль. По ее приказу архитектор Тома де Томон полностью реставрировал особняк, придав ему внешней монументальности. Не менее удачно и интерьерное решение особняка: суровое и лаконичное оформление вестибюля с дорическими колоннами, богатая и вычурная обработка парадной лестницы, большой зал, украшенный колоннами и зеркальным сводом.

Важен особняк Лаваль и с исторической точки зрения. Именно в нем собирались декабристы перед восстанием зимой 1825 года.

Мраморный дворец

Построен по проекту известного итальянца Антонио Ринальди. Он был возведен персонально для Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Строгая внешность здания — коронный признак раннего классицизма. В 1937 году во дворце разместился музей Ленина. В 90-е годы минувшего века стал филиалом Русского музея. Мраморный дворец — жемчужина петербургской архитектуры, один из самых ценных ее элементов.

Таврический дворец

Был построен для Григория Потемкина – еще одного фаворита Екатерины II. Являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Дворец прост снаружи, что отвечает принципам строгого классицизма, а вот внутреннее убранство поражает воображение и полностью противопоставляется внешнему облику.

Здание Старого Эрмитажа

Исторический памятник принадлежит рукам архитектора Фельтена, который построил здание «в линию с Эрмитажем». Для этого он применил фундамент и стенки старых построек, которые стояли здесь многие годы. В XIX веке это строение стали именовать Старый Эрмитаж, оно превратилось в место хранения предметов искусства, которые ныне содержатся в Государственном Эрмитаже.

Старый Эрмитаж благополучно пережил перестройку и получил название «запасной половины» Зимнего дворца.