Как работает бетононасос: особенности поршневой, роторной систем, варианты базирования агрегатов

Оглавление

Из чего изготовить поршневой бетононасос своими руками?

Наверное, самое сложное при изготовлении бетононасоса – это изготовить цилиндр и поршень. Дело в том, что они должны иметь достаточно крупные габариты – диаметр цилиндра не менее 40 см, а ход поршня не менее 50 см. Поэтому самым разумным решением будет заказать изготовление деталей у знакомого токаря. Ведь для этого понадобится токарный станок, а он не в каждом доме стоит.

Для того, чтобы поршень непрерывно двигался в цилиндре и нагнетал бетон в провод, нужен привод. Лучше всего для этого подходит электродвигатель. Он и продуктивнее, и надежнее, и доступнее, чем любые другие варианты. К электродвигателю подключается редуктор, выполняющий роль коробки передач, и преобразователь вращения в поступательный импульс.

Все элементы бетононасоса должны быть крепко-накрепко соединены между собой, чтобы предотвратить возможный выход из строя во время использования – это реальная опасность. Кроме того, необходимо каждый раз проверять качество всех соединений, а также очищать все рабочие элементы от остатков бетона.

Вообще, перед тем, как начинать эксплуатацию своего устройства, нужно провести его рабочие испытания. Нельзя испытывать бетононасос пустым, это может его убить раньше времени! Можно залить в него бетонную смесь с высоким содержанием воды.

Чтобы сделать бетононасос своими руками, мало иметь деньги на нужные детали – здесь необходимо терпение, определенные навыки и умение.

Предназначение бетононасоса заключается в приеме свежеприготовленной смеси от автобетоносмесителей и ее подачи в рабочую зону.

Конечно же, сделанное своими руками строительное оборудование будет внешне отличаться от заводской модели, но данный фактор никак не повлияет на его функционирование.

Автомобильный

В этом случае речь идет об автомобиле с насосной станцией и бетоноводами. Такой вид строительной техники значительно удобнее, маневреннее и подходит для труднодоступных территорий. Главной частью автомобиля является бетонный бункер и выдвижная стрела с вылетом 20-60 метров.

Бетон, находящийся в бункере, перекачивается в трубы, через которые смесь подается из гибкого рукава стрелы. В итоге раствор попадает строго туда, куда требуется. Однако нужно учитывать, что для осуществления подачи требуется двое строителей. Один из них осуществляет управление стрелой, а его напарник, контролирует подачу.

Одним из плюсов такого оборудования является высокая производительность автомобильного бетононасоса, который способен выдавать больше 90 м3 смеси в час. Также не потребуется никакого дополнительного оборудования для транспортировки машины до места стройки. Но благодаря таким характеристикам и стоить спецтехника будет дороже. Также стоит учитывать, что бетон в этом случае может подаваться на меньшую высоту и длину.

Это три типа бетононасосов, которые используются в строительстве

Однако при выборе техники стоит обращать внимание и на другие особенности

Поршневая группа бетононасосов

Для того чтобы мы могли ответить на поставленный вопрос, как работает бетононасос, возьмём для примера поршневую группу спецтехники. России, странах СНГ, а также в большинстве стран мира, поршневой вариант спецтехники признан рациональным и эффективным по ряду причин. Принцип работы бетононасоса поршневого предусматривает порционную подачу раствора из резервуара бункера в систему подачи бетоновода. Наличие гидравлической системы привода обеспечивает подачу материала в плавном режиме, без видимых резких скачков и перепадов. Монтаж на установку гидравлического насоса позволяет придать повышенные характеристики для работы самого насоса, что в свою очередь обеспечивает эффективную переработку подаваемой бетонной смеси. Плюсом является также тот факт, что гидравлика позволяет подавать раствор на приемлемую высоту на строительной площадке.

Принцип действия роторного бетонасоса

Этот тип спецоборудования применяется редко, но для некоторых технологических приёмов на строительной площадке такой вариант будет рациональным решением. В отличие от поршневой группы, подача материала обеспечивается не в камеру-бункер, а непосредственно в резиновый шланг. По наружной стороне бетоновода из шланга размещены ролики, которые задействованы в процессе подачи материала, тем самым обеспечивают проталкивание вещества к выходу.

Как правильно выбрать необходимую категорию спецтехники?

Теперь вы знаете, как устроен бетонасос, как выбирают спецтехнику для проведения технологических строительных операций. Роторная схема допускает использование материала с крупным наполнителем, при этом в процессе подачи обеспечивается равномерное проталкивание вещества по бетоноводу. Есть дополнительный плюс этой системы, при промывке, роторная часть спецтехники легко обрабатывается обычной артезианской воды, то есть его легче чистить для подготовки к дополнительной работе.

Кроме положительных факторов, есть минусы, как у роторной системы, так и у поршневой группы спецтехники. Для поршневого типа спецтехники очень частыми являются характеристики износа, пот причине попадания бетонного молочка и прочих агрессивных продуктов в основной механизм поршневой группы.

Для некоторых производственных работ, поршневой механизм не способен обеспечить порционную подачу материала на производственный объект, то есть, нет должного эффекта от порционной подачи материала. Роторный вариант эффективно справляется с задачей порционной подачи смеси на объект. Вместе с этим явным недостатком роторного варианта является очень низкая производительность, которая неприемлема для больших объёмов строительства.

Быстрый износ основного подающего элемента — шланг роторной системы очень часто выходит из строя, что создаёт дополнительные неудобства в работе, требующие частоту замену и промывку бетоновода.

Дополнительные сведения о бетонасосной технике

Чтобы продлить срок службы бетононасоса, технологи используют специальную карту загрузки бетонной смеси для определённого типа специализированной техники. Крупный щебень, сторонние частицы являются проблемой качества бетонной смеси, а, следовательно, это сказывается на работе оборудования в целом. Для роторного типа бетононасоса используют бетонную смесь с мелкими фракциями щебня, а для поршневой группы применяют более высокие фракции материала щебня.

Для того чтобы бетонная смесь не теряла свои характеристики, необходимо производить расчет объёма массы материала на 15-20 минут работы, чтобы можно было подготовить новую порцию для загрузки в бетононасосную технику. При загрузке бетонного материала необходимо строго соблюдать временной интервал для обеспечения качества бетонной смеси для производственного цикла.

Какие требования предъявляются к бетону для автобетононасосов?

Для создания прочной и долговечной конструкции, способной стать надежной опорой и перенести не один цикл замораживания и оттаивания, свободно транспортироваться и соответствовать нормам и стандартам строительства, бетон должен соответствовать следующим требованиям:

Производство раствора должно сопровождаться специализированными добавками.

Вода и цемент должны быть использованы в соотношении 0,5–0,65

При этом необходимо создать баланс, чтобы бетон не был жидким и за счет этого потерял прочность или сухим, что повлияет на его пластичность.

Идеальной для качественной подачи считается раствор, которой присужден класс подвижности не ниже П2 или П3, а осадка конуса для варьируется от 40 до 120 мм в случае применения гидравлического привода и 70–140, если используется механика.

Автобетононасос чувствителен к фракции наполнителя, поэтому для его эксплуатации необходимо использовать щебень, размером не более 37 мм, а гравий — 40 мм.

Как правило, перекачивать можно любые смеси, но необходимо обращать внимание на прочность используемых смесей, чтобы ресурс эксплуатации автобетононасоса не сокращался быстрее, чем это заявлено производителем в инструкции по применению.. Чтобы продлить срок эксплуатации оборудования, применяемого при транспортировке и заливке раствора, стоит придерживаться некоторых рекомендаций

Используя бетононасосы для подачи смеси в жару, стоит применять составы, замедляющие схватывание раствора, например, гипс. Лучше отдать предпочтение веществам с низкой потребностью во влаге, чтобы снизить расход вяжущих элементов и сделать раствор максимально пластичным. Все объемы применяемых компонентов должны быть точно рассчитаны в соответствии с запланированной маркой и подвижностью бетона.
Чтобы бетононасосы прослужили как можно дольше, необходимо эксплуатировать их, согласно рекомендациям производителя, транспортируя и перемещая только те материалы, которые приспособлены для этих мероприятий. Оборудование должно регулярно подвергаться сервисному обслуживанию и проверяться на предмет наличия пробок и забитости механизмов частицами строительной смеси

Чтобы продлить срок эксплуатации оборудования, применяемого при транспортировке и заливке раствора, стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Используя бетононасосы для подачи смеси в жару, стоит применять составы, замедляющие схватывание раствора, например, гипс. Лучше отдать предпочтение веществам с низкой потребностью во влаге, чтобы снизить расход вяжущих элементов и сделать раствор максимально пластичным. Все объемы применяемых компонентов должны быть точно рассчитаны в соответствии с запланированной маркой и подвижностью бетона.
Чтобы бетононасосы прослужили как можно дольше, необходимо эксплуатировать их, согласно рекомендациям производителя, транспортируя и перемещая только те материалы, которые приспособлены для этих мероприятий. Оборудование должно регулярно подвергаться сервисному обслуживанию и проверяться на предмет наличия пробок и забитости механизмов частицами строительной смеси.

Специальные бетононасосы

Бетононасосы на колесном шасси в комплектации миксерами представляют гибридную технику, предназначенную для транспортировки и заливки бетона в подготовленную опалубку. Такая техника сложнее в управлении, дороже, но вполовину снижает трудозатраты и ускоряет заливку. Но использовать ее можно для подачи раствора не выше 30 метров.

Разновидностью АБН служат комплексы Truck-mikser-pulp. Совмещение мощного бетононагнетателя и смесителя позволяет подать пульпу на высоту до 100 метров. Примером такой техники служат мобильные системы АБН Cifa серии Carbotech. Последние звенья сборной трубы выполнены из углепластика. Это облегчает конструкцию и увеличивает надежность стрелы. Другое направление этого же производителя – упрочнение стрелы за счет двустенных стальных труб в агрегатах серии Long Life Pipes.

Мобильные гибридные установки находят применение, когда строительство ведется в отдалении от РБУ. Длинное транспортное плечо укорачивает время, отведенное на укладку раствора. Принцип работы гибридной техники – бетонная масса непрерывно перемешивается, не давая бетону загустеть. Лопасти мешалки подталкивают раствор к заслонке, поршень его выталкивает через клапан на линии нагнетания.

Выгодные условия применения спецтехники:

  • Заказанное количество раствора доставляется за один рейс при малоэтажном строительстве.
  • Бетонирование путепроводов и тоннелей, мостов, дорожное строительство.
  • Когда укладка раствора недоступна на высоте изнутри помещения, нет лесов снаружи.
  • На строительной площадке несколько точек приема, подготовленных к дозированной укладке бетона.

Выбирая тип транспортирования бетонной смеси следует учитывать , стоимость работы гибридной техники выше, чем АБС.

Другой тип специального оборудования — бетононасос, установленный на гусеничные траки. Не станут преградой перемещению лужи, вязкая почва и болотистая местность. Поэтому для буровой техники, в бездорожье и на горных склонах нет альтернативы оборудованию размещенному на гусеничной платформе.

Еще одной разновидностью бетононасосов являются стационарные установки, предназначенные для напыления бетона на стены. Один агрегат в смесителе готовит раствор, перекачивает его в трубу и распыляет в стреле, потоком воздуха от компрессора.

Поршневой

Существует два вида: роторный и поршневой. Рассматривать устройство роторного ни к чему. Во-первых, это не имеет смысла, так как тут будет рассказываться о том, как сделать поршневой бетононасос. А во-вторых, роторный насос сложен в своем устройстве и разбор его конструкции займет немало времени.

Поршневой бетононасос состоит из трех больших деталей, каждая из которых выполняет свою функцию. Этими деталями являются:

  • поршень;
  • цилиндр;
  • привод.

Каждая из этих деталей состоит из более мелких составляющих, о которых будет говориться далее.

Цилиндр представляет собой емкость, в которую встроены два обратных клапана. Именно они отвечают за всасывание бетонной смеси из приемника, перекачку ее в бетоновод. Такой процесс возможен благодаря работе поршня.

Сейчас будет более подробно рассмотрена взаимосвязь работы поршня и цилиндра. При запуске бетононасоса начинает работать (двигаться) поршень. Производя первое движение, поршень создает разрядку в цилиндре, что позволяет бетонной смеси попасть в приемник. Поршень продолжает двигаться и, дойдя до конечной точки своего движения, начинает возвращаться в исходное положение. Этот процесс создает давление, которое выталкивает смесь в бетоновод, по которому бетон попадает на место заливки.

Промышленные используют для своей работы два поршня, что увеличивает их мощность и усложняет технологические параметры. Такое положение дел приемлемо для масштабных строек, где высокая стоимость двухпоршневого мощного бетононасоса окупится в процессе работы.

Применительно к частному монолитному строительству такой подход неприемлем. Как уже говорилось, покупка – это дорогое удовольствие. Поэтому единственным выходом остается изготовление самодельного насоса с одним поршнем. Можно, конечно, попробовать сделать двухпоршневый бетононасос. Однако это бессмысленно, так как, во-первых, данные работы будут сложны технически, а во-вторых, для частного монолитного строительства вполне достаточно однопоршневого.

Устройство и принцип работы бетононасоса

Назначение автобетононасоса заключается в подаче раствора к объекту укладки по специальному трубопроводу или по отводам, если предполагается укладка сплошным потоком. Эта технология актуальна при возведении жилых объектов и промышленных строений, так как смесь склонна к быстрому застыванию и требует постоянного поддержания исходного состояния. Устройство бетононасоса позволяет осуществлять необходимые процессы, гарантирующие сохранность технических характеристик бетона и его качественных показателей как строительного материала.

Устройство бетононасоса

Существует несколько актуальных видов бетононасосов, отличающихся по принципу действия. Отличия между ними заключаются в типе функционирования и техническом строении. Необходимая установка подбирается специалистами под каждый конкретный проект.

  1. Поршневые бетононасосы подразумевают работу цилиндра и поршня. У них имеется цилиндр для перемещения поршня, всасывающего бетон и, направляющий его в бункер. Регулировка потока осуществляется посредством клапанов.
  2. Роторные бетононасосы демонстрируют низкую производительность и дальность посыла раствора из-за перистальтической технологии воздействия на состав. Принцип работы бетононасоса заключается в следующем: он выглядит как эластичный шланг, подвергающийся прокатке роликов, прижимающих раствор и, продвигающих его с целью усиления напора.
  3. Шнековые бетононасосы достаточно компактны и представляют собой винтовой вал с функцией, схожей шнеку. Вал состоит из нескольких винтов, а обойма, направленная вдоль оси, является полостью для них. Замкнутые полости заполняются раствором по ходу вращения вала вдоль оси. Принцип работы бетононасосов такого формата исключает возможность наличия крупных твердых частиц в смеси, диаметр которых свыше 6 миллиметров.
  4. Пневмонагнетатели функционируют за счет подачи воздуха, в герметично закрытую камеру под действием давления, которое выплескивает раствор. С его помощью можно одновременно подготавливать бетонную смесь, загружая в бункер все составляющие смеси.
  5. Диафрагменное устройство работает за счет того, что на смесь, попадающую в камеру, воздействуют сжимающиеся стенки, при этом происходит закрытие впускного и открытие исходящего клапанов.

Все виды автобетононасосов актуальны в современном строительстве и выбор при аренде производят, исходя из особенностей их функционирования и принципа подачи бетонного раствора на обрабатываемый участок. Каждое устройство может эксплуатироваться как при возведении жилых зданий, так и при промышленном строительстве.

Принцип работы бетононасоса

Работа бетононасоса обусловлена вытеснением жидкости. В зависимости от принципа работы, можно классифицировать устройства на поршневые и шланговые, разница между которыми будет заключаться в периодичности подачи смеси. Специалисты выделяют следующие виды бетононасосов:

  • Типовые (или стандартные)
  • Мобильные;
  • Прицепные;
  • Автобетононасосы.

Любая модель может обладать гидравлическим или механическим приводом, а главные показатели опциональности оборудования — высота и расстояние подачи, а также производительность.

Устройство и принцип работы автобетононасоса каждого вида отличается от альтернатив. Самым часто используемым вариантом является поршневой тип, который оказывается гораздо экономичнее и демонстрирует высокую производительность.

Он прост в эксплуатации и не требует специфичного сервисного обслуживания, как в ходе эксплуатации, так и после нее. Устройство поршневого бетононасоса таково, что они имеет ограничения по дальности распределения бетона и не отличается мобильностью.

От диаметра труб напрямую зависит напор при подаче раствора, а также себестоимость устройства. Именно поэтому так возросла популярность бетоноводов.

Устройство бетононасоса, принцип работы и схемы

Для понимания принципов работы бетононасосов и лучшего ориентирования в предложениях на рынке аренды, потенциальному клиенту будет не лишним изучить устройство бетононасоса и основные разновидности. Данный материал вводный и не содержит сложных академических данных. Ознакомившись с материалами статьи Вы сможете самостоятельно оценить целесообразность аренды бетононасоса, возможности и технические ограничения каждого из описанных видов техники.

Все бетононасосы имеют силовую установку для прокачки цементобетонных смесей и принимающее устройство – «бункер».

По принципу действия бетононасосы делятся на две большие группы: поршневые и роторные.

Поршневые

Поршневые бетононасосы существуют стационарные и автомобильные. Стационарные устанавливаются на лафете и доставляются к месту строительства в кузове грузовой а/м, или как прицеп. Автомобильный имеет свой ход, так как установлен на шасси и, как правило, подвижную стрелу из нескольких секций с закрепленными на ней трубами, по которым под давлением подаются строительные смеси. Как понятно из названия, сам насос имеет поршни, под действием которых и создается необходимое давление. Данный вид техники отличается надежностью и высокой производительностью, которая может достигать 170 м3 в час. Большая часть таких машин имеет регулировку скорости подачи с помощью электронных систем, что позволяет решать различные задачи при современном строительстве. Стационарный поршневой бетононасос устроен по тому же принципу, что и автомобильный, но не имеет подвижной стрелы. Она, вместе с трассой из труб и шлангов, собирается отдельно, что требует дополнительной рабочей силы и существенных финансовых затрат. Аренда стационарной техники становится рентабельной исключительно в случае необходимости проведения монолитных работ на очень большой высоте в течении продолжительного времени.

Плюсы поршневых насосов заключаются в том, что они могут прокачивать большой объем бетона на различное расстояние, или высоту. Эта техника составляет костяк всего парка бетононасосов в Москве и Области.

Роторные От вышеописанного агрегата, данный тип бетоноподающего оборудования отличается принципом работы насоса. В ней имеется поворотный подвижный ротор, который буквально выдавливает смесь, что видно на иллюстрации. В основном эти машины имеют собственную автомобильную базу и стрелу, но встречаются и небольшие бесстреловые автомобильные и стационарные насосы этого типа. В настоящее время роторных бетононасосов становится все меньше и меньше, но этот вид специальной техники по-прежнему востребован. Это связанно с рядом факторов. Во-первых, часто они имеют небольшие габариты, что незаменимо на ряде строительств. Во-вторых, роторный насос качает бетон плавно, а это может быть необходимо, например, при работе со «слабой» опалубкой. К существенным недостаткам роторных насосов можно отнести свойство перегреваться, что не позволяет прокачать более 60-80 м3 за смену. В крайнем случае можно прервать работу на 3-4 часа, промыть бункер и стрелу и продолжать, когда агрегат остынет.

По типу бетоноподающего оборудования выделяют следующие группы:

Автобетононасосы Имеют стрелу с бетоноводами и предназначены для подачи материала на расстояние. Установка смонтирована на грузовике. Неприхотливы, надежны и удобны в использовании. Встречаются стрелы высотой от 14 до 75 метров. На рынке аренды автобетононасосов Москвы массово представлены насосы с длиной стрелы от 22 и до 62 метров. Но компания СДСК предлагает также малогабаритную технику с длиной стрелы 15 и 16 метров на базе небольших грузовиков Isuzu и Mitsubishi.

Бесстреловые (линейные)

Стационарные

Малогабаритные

Малогабаритные автобетононасосы можно выделить в отдельную группу, ввиду их универсальности и уникальности их характеристик. Встречаются как роторные, так и поршневые машины этого типа. Позволяют легко производить монолитные работы на даче, или в других ограниченных пространствах. Нередки и случаи их использования в помещениях с потолками от 6 метров и выше.

Запуск

Все перечисленные машины требуют: — Соответствующей габаритам и весу площадки для расстановки опор, — Постоянного источника воды (в холодное время года – теплой); — Своевременного подхода автобетоносмесителей с интервалом не более 40 минут, а для бетона высокой марки – не более 20 минут между АБС; — Места для слива отработанной жидкости.

Если после прочтения этого материала у Вас остались вопросы по устройству, классификации и видам насосов для бетона – звоните в наш отдел продаж по телефону 8(495)363-70-52. Наши специалисты проконсультируют Вас и окажут помощь в принятии решения.

Автобетононасосы

Автобетононасосы относятся к специальной строительной технике и необходимы для подачи бетона в труднодоступные места, когда подъезд автобетоносмесителей затруднен. Автобетононасос может подавать бетонные растворы не только по горизонтали, но и по вертикали. Максимальный размер стрелы автобетононасоса составляет 64 метра и он относится к промышленной спецтехнике. Стоимость этих насосов не один десяток миллионов рублей, соответственно и цена аренды за смену также велика.

Но как же быть, если составы требуется подать на более дальнее расстояние? Решение имеется!

Автобетононасосы — применение в строительстве

Для таких целей применяются линейные автобетононасосы, принцип работы заключающийся в подключении к стреле или бункеру дополнительной магистрали, состоящей из 3-х метровых труб, крепящихся хомутами. Длина прокачивания при помощи такого типа автобетононасоса может варьироваться до 200 м. Монтаж, демонтаж и промывка бетоноводов производится силами заказчика.

На борту обычно располагается до 80 метров бетоновода, а если требуется большее количество, необходимо заказывать дополнительный транспорт, что Вы как понимаете увеличит стоимость аренды.

При работе автонасоса должна быть организована централизованная поставка, чтобы избежать схватывания растворов внутри магистрали, что может привести к его порче.

Условия работы автобетононасоса

Заказывая автобетононасосы нужно надлежащим образом подготовить площадку. В зависимости от длины стрелы АБН, также и меняются размеры данной площадки. В среднем для ходовых насосов размеры площадки составляют 6 х 9 метров.

Более того, для линейного типа АБН уже недостаточно той пусковой химической добавки, которая включена в ценник обычного насоса.

После расстановки насоса и раскладывания магистрали, лицу ответственному за приемку бетонной продукции необходимо приобрести у производителя цементное молочко, либо закупить два мешка цемента, которых как правило достаточно для запуска. Оператор скоординирует прораба относительно необходимых действий.

Где выучиться на машиниста бетононасосной установки

Для работы с бетононасосной установкой требуется соответствующая квалификация, а также среднее специальное образование.

Тем не менее, при наличии опыта работы на стройке всегда есть возможность профессиональной переподготовки в профильных учебных центрах. Стоимость такого обучения варьируется от 4,5 до 7 тысяч рублей, сроки – в среднем два месяца.

Важно! Для успешной работы на бетононасосных установках будет нелишним водительское удостоверение категории C или C1, дающее право на управление большегрузным автомобилем. Это значительно повысит вашу привлекательность на рынке труда

Стационарный

Как уже говорилось выше, кроме мобильного бывает бетононасос стационарный. Приборы этого типа не рассчитаны на самостоятельное передвижение в условиях городских дорог.

Для того чтобы такой насос было удобно передвигать в пределах стройки, он обычно оснащен шасси. При необходимости стационарный механизм перевозят на трале или при помощи грузового автомобиля.

Подобные аппараты очень часто применяют во время строительства небоскребов и просто высоких зданий. В качестве примера можно привести мировой рекорд доставки бетона на высоту с помощью насоса, который установили стационарные бетононасосы Putzmeister. Рекорд высоты составил целых 606 метров, что свидетельствует о функциональности. Насосы подобного типа также могут доставлять бетон на большие расстояния в горизонтальной плоскости.

На строительной площадке выбирают место, в которое всегда есть доступ для автомиксеров. Это нужно для своевременных разгрузок, ведь паузы в работе прибора не идут ему на пользу. К агрегату прикрепляется бетоноводная система. По сути она является соединенными между собой гибкими широкими трубами.

Действие механизма перестанет быть безупречным, если его не смазывать пусковой смесью. С этого работа начинается, и это делается все время, без перерывов. Ведь если раствор загустеет, в бетоноводе образуется пробка.

Если действие требует продолжительных пауз, смесь нужно пропускать через него как минимум один раз в 15 минут.

Классификация бетононасосов по мобильности

Кроме того что бетононасосы различаются по способу, с помощью которого обеспечивается подача смеси также разделяют их по мобильности.

Передвижные бетононасосы

Чаще всего монтируют на базе грузовиков. Привод бетононасоса осуществляется через вал отбора мощности напрямую, либо через промежуточный гидронасос (гидравлическую передачу).

Дополнительно, можете посмотреть, как работает автобетононасос видео по ссылке.

Очень редко встречаются самоходные бетононасосы, смонтированные на гусеничном шасси. Их применяют в тех условиях, когда строительная площадка или подъезды к ней затрудняют перемещение стандартной техники. На большие расстояния такие установки доставляют на тралах.

Мобильный бетононасос с большой производительностью на гусеничном шасси

Почти всегда мобильные установки комплектуются выдвижной управляемой стрелой с бетонопроводом.

Бетононасос на базе «КАМАЗ» со стрелой

Вылет ее может достигать до 30 метров, а у некоторых моделей на базе специальных большегрузных машин и больше. Однако они могут подключаться и к уже устроенным на строительной площадке стационарным бетонопроводам.

У стрелы бетононасоса может быть приличный вылет

Встречаются модели, смонтированные на базе автобетоносмесителя (его часто называют миксером) как дополнительное оборудование. В этом случае они совмещают функции транспортировки бетона от места его приготовления и устройства для укладки в опалубку.

Стационарные бетононасосы

Большинство этих агрегатов можно назвать условно стационарными, так как они все же обладают некоторой мобильностью. Обычно монтируются на колесном шасси, которое можно буксировать.

Если рассматривать промышленный наиболее популярный стационарный бетононасос, технические характеристики его примерно равны вышерассмотренному, правда, цена значительно меньше, так как в нее не входит стоимость самого автомобиля-базы.

Небольшой буксируемый насос для бетона с автономным двигателем и шасси

Полностью неподвижные бетононасосы, установленные на долговременном основании, могут применяться на заводах ЖБИ для подачи смеси на формовку изделий и конструкций. Но на большинстве производств используют либо ленточные транспортеры, либо бадьи, которые перемещаются мостовыми и козловыми кранами.

Для привода насоса монтируют двигатель внутреннего сгорания. Для установок небольшой производительности он чаще бензиновый, более мощные установки комплектуют дизелями. Также есть модели, которые работают от электромотора, что является более экономичным подходом, но может вызвать некоторые затруднения (кроме насосов которые, как уже говорили выше, полностью стационарны).

Все дело в том, что большинство бетонных работ проводят при возведении нулевого цикла (фундамента и основания). На этом этапе электроснабжение на площадке может отсутствовать и придется его монтировать заранее. Хотя надо отметить при подаче бетона с помощью башенного крана и бадьи без электрификации места проведения работ не обойтись.

Стационарные бетононасосы имеют обычно большую производительность, чем мобильные и применяются при большом объеме работ. Чаще всего подача бетона ведется через стационарный бетонопровод, хотя существуют разновидности и с установленными стрелами. Также во многих случаях трубы для подачи смеси могут подвешиваться на строительный кран.

Стационарный смеситель и бетонопровод

Виды установок


Стационарные бетононасосы

В строительной отрасли эксплуатируются несколько разновидностей бетононасосов, что регламентирует ГОСТ ISO 21573-1-2013. Они могут различаться по следующим характеристикам:

Вид двигателя

Стационарные агрегаты могут работать на дизельном или электрическом моторе. Техника, оснащенная электродвигателями, как правило, применяется на закрытых стройплощадках.


Электрическая установка

Однако у нас она не пользуется особой популярностью из-за отсутствия доступа к электричеству, что характерно для многих строительных площадок. Поэтому более популярными являются модели с дизельными двигателями.


Дизельный агрегат

Тип привода


Принцип работы бетононасосов с двумя типами проводов

Работа бетононасосов может осуществляться при помощи механического или гидравлического приводов. На сегодняшний день большинство моделей оснащены именно гидравлической системой. Она может обеспечить создание большего давления, что приводит к увеличению мощности насоса и дистанции, на которую можно транспортировать смесь.

Также к достоинствам гидравлики можно отнести увеличенный и более плавный ход рабочего поршня, обеспечивающий равномерное перемещение смеси по бетоноводу.

Конструкция насоса

Для подачи бетонного раствора применяются поршневые и роторные бетононасосы. Выбор вида оборудования производится исходя из конкретной задачи.

Поршневые бетононасосы

Принцип действия — происходит всасывание раствора, после чего возвратным движением поршня бетон выталкивается в бетоновод. Поршневые агрегаты обладают большей производительностью по сравнению с роторными.

Но они подвержены быстрому износу из-за проникновения внутрь механизма бетонного молочка и мелких частиц наполнителя. Также к недостатку подобной системы можно отнести неравномерность подачи раствора, что во многих случаях неприемлемо.


Устройство поршневого бетононасоса

Роторные бетононасосы

Бетонная смесь в этих агрегатах продвигается к бетоноводу при помощи покрытых резиной роликов, закрепленных на роторе. Такая система дает возможность применения смесей с заполнителем крупной фракции.

Бетононасосы, работающие по этому принципу, отличаются низким уровнем шума. При образовании заторов из бетонной смеси, внутри бетоновода можно запустить реверс (движение раствора в обратном направлении).


Схема роторного бетононасоса

Предназначена роторная техника, как правило, для небольших объемов работы. Такие агрегаты удобнее использовать на объектах, где при бетонировании производится частое армирование. В роторных системах насущной проблемой является повышенный износ шлангов, который повреждается заполнителем, особенно щебнем.

Важной деталью насосной системы является шибер. Он обеспечивает доступ смеси в бетоновод или, наоборот, перекрывает дорогу. Применяется три разновидности таких клапанов:

Применяется три разновидности таких клапанов:

  1. С-образный.
  2. S-образный.
  3. Рок-шибер.

Первые два вида клапанов производятся из стали и чугуна, последний — исключительно из чугуна.