Гост 22245-90*битумы нефтяные дорожные вязкие. технические условия

Оглавление

Состав, строение и особенности материала

Средний состав битума варьируется в таком отношении элементов: 75-80% углеродов, 10-15% водорода, до 10% серы и до 5% кислорода. Твердая часть данного строительного материала — это углеводороды и их производные на молекулярном уровне. По своему строению данное вещество напоминает коллоидную систему, в которой асфальтены диспергированы в дисперсионной среде из масла и смолы.

Данные элементы, входящие в состав битумов, определяют также ряд свойств и характеристик, которыми обладает материал. К примеру, повышенный процент содержания асфальтенов и смолы влечет за собой увеличение твердости, плотности и температуры плавления.

В противном случае, то есть при повышенном уровне масел, битум размягчается и становится более легким и легкоплавким. Согласно ГОСТ 22245 90, содержание масла и смолы в битуме должно быть средним и уравновешенным, иначе он приобретет излишнюю пластичность и вязкость.

Степень вязкости битума напрямую зависит от степени нагревания. Увеличение температуры приведет к увеличению вязкости, а ее уменьшение сделает материал более твердым. При нулевой или минусовой температуре битум становится достаточно хрупким материалом.

Битум также обладает еще одним важным свойством: он не растворяется в воде, но полностью или частично растворяется в кислотных веществах, вроде хлороформа, бензола или сероуглероде, имеет невысокую теплоемкость. Согласно сертификату соответствия, битум должен обладать плотностью, которая находится в пределах 1,5 г/см куб. Но при расчете общей массы битума, вес 1 литра будет рассчитываться через плотность 1 кг/м куб.

Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов. Гидрофобность и растворимость в большей части современных растворителей, размягчение и увеличение вязкости при постепенном нагревании, пластичность и адгезия – всеми этими свойствами должен обладать качественный битум.

Что такое индекс пенетрации

Пенетрация — это показатель, который характеризует свойства битумов в твердом виде. Иными словами, это глубина, на которую проникает игла при температуре битума в 25 градусов. Для определения данного коэффициента используется специальный прибор Пенетрометр.

Процесс измерения подразумевает замер глубины проникновения калиброванной иглы с учетом заданного промежутка времени и постоянной нагрузкой. Такой замер производится в заданной температуре битума и рассчитывает глубину погружения иглы, что измеряется в отношении 1 к 10 мм. Среди трех подобных измерений выбирается среднее, которое и является индексом пенетрации.

Таблица сравнительных характеристик строительных марок битума

Марка БН (Битум нефтяной строительный) Предел температуры размягчения, С Допустимый показатель пенетрации, мм Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см
БН 90 10 90 5-15 1
БН 70 30 70 20-40 3
БН 50 50 50 50-60 40

Таблица сравнительных характеристик кровельных марок битума

Марка БНК (Битум нефтяной кровельный) Предел температуры размягчения, С Допустимый показатель пенетрации, мм Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см
БНК 90 30 85-95 25-35
БНК 90 40 85-95 35-45
БНК 45 180 40-45 140-220

Стоит упомянуть еще один качественный показатель, который отлично характеризует битум как дорожный (жидкий или вязкий), строительный изоляционный и кровельный — это удельный и объемный вес. Согласно всем технологическим и строительным стандартам, удельный вес битума должен составлять не более 1 г/см. куб. при его температуре кипения. Все эти показатели обязательно указываются в паспорте продукта.

Виды битумных эмульсий

По типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:

  • Прямые. Основа – вода. В ней растворяются битумы, гудроны, масла. Такие составы хорошо разбавляются мягкой водой. Имеют высокую электропроводность.
  • Обратные. Основа – органические вещества, вода используется в капельном виде. Электрический ток проводят плохо.

Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:

  • Быстрораспадающаяся. Материал распадается сразу после соприкосновения с каменной поверхностью.
  • Среднераспадающаяся. Смесь распадается после смешивания с каменными фракциями.
  • Медленнораспадающаяся. Эти сверхстабильные смеси разлагаются только после соприкосновения с каменными материалами большой площади.

Роль и применение битума в дорожно-строительной отрасли

Битум и продукты на его основе являются одним из ключевых компонентов современной дорожно-строительной отрасли. Работы по улучшению качества асфальтированных дорожных покрытий в значительной степени базируются на разработке и внедрении новых типов высококачественных дорожных битумов и полимербитумных материалов. Улучшение свойств битума (органического вяжущего) является одним из главных методов повышения качества асфальтобетонных смесей применяемых для асфальтирования дорог. В большинстве случаев под улучшением свойств битумного вяжущего подразумевают повышение его адгезионных свойств и повышение устойчивости к температурным колебаниям.

Нефтяные дорожные битумы (БНД)

Нефтяные дорожные битумы разделяются на вязкие и жидкие. Вязкий битум используется при производстве горячих асфальтобетонных смесей для асфальтирования и проведения других дорожных работ в теплое время года. Жидкий битум используется при производстве холодных асфальтобетонных смесей и в отличии от вязкого содержит растворители, которые испаряются на открытом воздухе переводя битумную массу в твердое состояние. Таким образом, жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожно-строительных работ. Жидкие битумы получают смешением вязких битумов с дистиллятными фракциями-разжижителями (растворителями).

Основной функцией дорожного битума при производстве асфальтобетона, является связывание между собой частиц минерального материала, ослабление возникающих температурных и деформационных напряжений и равномерного смачивания и обволакивания частиц минерального материала. От качества битума используемого при подготовке асфальтобетонной смеси зависит качество и долговечность асфальтируемого покрытия. Помимо производства асфальтирующих смесей, нефтяной дорожный битум используется при производстве битумных эмульсий применяемых для подгрунтовки и поверхностной обработки конструктивных слоев дорожной одежды.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.

1.2. Характеристики

1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.

Область применения битумов в дорожном строительстве – в соответствии с приложением 1.

1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.

1.2.3. Требования безопасности

1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044.

1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны – 300 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014.

1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струей.

1.3. Требования охраны природы

1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.

1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.

Таблица 1

Норма для битума марки
Наимено-вание показателя БНД200/300 БНД130/200 БНД90/130 БНД60/90 БНД40/60 БН200/300 БН130/200 БН90/130 БН60/90 Метод испы-тания
ОКП02 5612 0115 ОКП02 5612 0114 ОКП02 5612 0113 ОКП02 5612 0112 ОКП02 5612 0111 ОКП02 5612 0205 ОКП02 5612 0204 ОКП02 5612 0203 ОКП02 5612 0202
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: По ГОСТ 11501
при 25 °С 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60 201-300 131-200 91-130 60-90
при 0 °С, не менее 45 35 28 20 13 24 18 15 10
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 35 40 43 47 51 33 38 41 45 По ГОСТ 11506
3. Растяжи-мость, см, не менее: По ГОСТ 11505
при 25 °С 70 65 55 45 80 80 70
при 0 °С 20 6,0 4,0 3,5
4. Температура хрупкости, °С, не выше -20 -18 -17 -15 -12 -14 -12 -10 -6 По ГОСТ 11507с до-полне-нием по п. 3.2
5. Температура вспышки, °С, не ниже 220 220 230 230 230 220 230 240 240 По ГОСТ 4333
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более 7 6 5 5 5 8 7 6 6 По ГОСТ 18180, ГОСТ 11506с до-полне-нием по п.3.3
7. Индекс пенетрации От – 1,0 до +1,0 От -1,5 до +1,0 По при-ложе-нию 2
8. (Исключен, Изм. N 1).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ПЕНЕТРАЦИИ БИТУМА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

Таблица 3

Темпе-ратура размягче-ния, °С Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С
300 295 290 285 280 275 270 265 260 255 250 245 240 235 230 225 220 215
32 -2,6 -2,7 -2,8 -2,9 -3,0
33 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2 -2,3 -2,4 -2,5 -2,6 -2,7 -2,8 -2,9 -3,0
34 -1,1 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,6 -1,7 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2 -2,3 -2,4 -2,5 -2,6 -2,7 -2,8
35 -0,4 -0,5 -0,6 -0,7 -0,8 -1,0 -1,1 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,6 -1,7 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2
36 +0,2 +0,1 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,6 -0,7 -0,8 -0,9 -1,0 -1,1 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,6
37 +0,8 +0,7 +0,6 +0,5 +0,3 +0,2 +0,1 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,6 -0,7 -0,8 -0,9 -1,0 -1,1
38 +1,4 +1,2 +1,1 +1,0 +0,9 +0,8 +0,6 +0,5 +0,4 +0,3 +0,2 +0,1 0,0 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,6
39 +2,0 +1,8 +1,7 +1,5 +1,4 +1,3 +1,2 +1,1 +0,9 +0,8 +0,7 +0,6 +0,5 +0,3 +0,2 +0,1 0,0 -0,1
40 +2,4 +2,3 +2,2 +2,1 +1,9 +1,8 +1,7 +1,5 +1,4 +1,3 +1,2 +1,1 +1,0 +0,8 +0,7 +0,6 +0,5 +0,3
41 +2,9 +2,8 +2,6 +2,5 +2,4 +2,3 +2,2 +2,0 +1,9 +1,8 +1,6 +1,5 +1,4 +1,3 +1,2 +1,0 +0,9 +0,8
42 +2,9 +2,8 +2,7 +2,6 +2,5 +2,3 +2,2 +2,1 +2,0 +1,8 +1,7 +1,6 +1,5 +1,3 +1,2
43 +2,9 +2,7 +2,6 +2,5 +2,4 +2,3 +2,1 +2,0 +1,9 +1,7 +1,6
44 +2,9 +2,8 +2,6 +2,5 +2,4 +2,2 +2,1 +2,0
45 +2,9 +2,8 +2,6 +2,5 +2,4
46 +2,8 +2,7

Продолжение табл.3

Темпе-ратура размяг-чения, °С Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С
210 205 200 195 190 185 180 175 170 165 160 155 150 145 140 135 130 125
35 -2,3 -2,4 -2,5 -2,6
36 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2 -2,3 -2,4 -2,5 -2,6
37 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,7 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2 -2,3 -2,4
38 -0,7 -0,8 -1,0 -1,1 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,6 -1,7 -1,9 -2,0 -2,1 -2,2 -2,3 -2,4
39 -0,2 -0,4 -0,5 -0,6 -0,7 -0,8 -0,9 -1,1 -1,2 -1,3 -1,4 -1,5 -1,7 -1,8 -1,9 -2,0 -2,1 -2,3
40 +0,2 +0,1 0,0 -0,1 -0,3 -0,4 -0,5 -0,6 -0,7 -0,9 -1,0 -1,1 -1,2 -1,4 -1,5 -1,6 -1,7 -1,9
41 +0,6 +0,5 +0,4 +0,3 +0,2 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,6 -0,7 -0,8 -1,0 -1,1 -1,2 -1,3 -1,5
42 +1,1 +0,9 +0,8 +0,7 +0,6 +0,5 +0,3 +0,2 +0,1 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,6 -0,7 -0,8 -1,0 -1,1
43 +1,5 +1,4 +1,2 +1,1 +1,0 +0,8 +0,7 +0,6 +0,5 +0,3 +0,2 +0,1 -0,1 -0,2 -0,3 -0,5 -0,6 -0,7
44 +1,9 +1,7 +1,6 +1,5 +1,4 +1,2 +1,1 +0,9 +0,8 +0,7 +0,6 +0,4 +0,3 +0,2 0,0 -1,0 -0,3 -0,4
45 +2,3 +2,1 +2,0 +1,9 +1,7 +1,6 +1,5 +1,3 +1,2 +1,1 +0,9 +0,8 +0,6 +0,5 +0,4 +0,2 +0,1 -0,1
46 +2,6 +2,5 +2,4 +2,2 +2,1 +2,0 +1,8 +1,7 +1,5 +1,4 +1,2 +1,1 +1,0 +0,8 +0,7 +0,6 +0,4 +0,3
47 +2,8 +2,7 +2,6 +2,4 +2,3 +2,2 +2,0 +1,9 +1,7 +1,6 +1,5 +1,3 +1,2 +1,0 +0,9 +0,8 +1,6
48 +2,7 +2,6 +2,5 +2,3 +2,2 +2,0 +1,9 +1,8 +1,6 +1,5 +1,3 +1,2 +1,0 +0,9
49 +2,8 +2,6 +2,5 +2,3 +2,2 +2,0 +1,9 +1,8 +1,6 +1,5 +1,3 +1,2
50 +2,8 +2,7 +2,5 +2,3 +2,2 +2,1 +2,0 +1,8 +1,6 +1,5
51 +2,8 +2,7 +2,5 +2,3 +2,2 +2,1 +1,9 +1,8
52 +2,7 +2,5 +2,4 +2,2 +2,1

Продолжение табл.3

Температура размягчения,°С Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С
120 115 110 105 100 95 90 85 80 75 70 65 60 55 50 45 40
39 -2,4
40 -2,0 -2,1 -2,2 -2,4
41 -1,6 -1,7 -1,8 -2,0 -2,1 -2,3
42 -1,2 -1,4 -1,5 -1,6 -1,8 -1,9 -2,1 -2,2
43 -0,9 -1,0 -1,1 -1,3 -1,4 -1,6 -1,7 -1,9 -2,1 -2,2
44 -0,5 -0,7 -0,8 -1,0 -1,1 -1,3 -1,4 -1,6 -1,7 -1,9 -2,1
45 -0,2 -0,3 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0 -1,1 -1,2 -1,4 -1,6 -1,8 -2,0 -2,1
46 +0,1 0,0 -0,1 -0,3 -0,5 -0,6 -0,8 -1,0 -1,1 -1,3 -1,5 -1,7 -1,8 -2,0
47 +0,5 +0,3 +0,2 0,0 -0,2 -0,3 -0,5 -0,6 -0,8 -1,0 -1,2 -1,4 -1,6 -1,8 -2,0
48 +0,8 +0,6 +0,5 +0,3 +0,1 0,0 -0,2 -0,4 -0,5 -0,7 -0,9 -1,1 -1,3 -1,5 -1,7 -1,9
49 +1,0 +0,9 +0,8 +0,6 +0,4 +0,2 0,0 -0,1 -0,3 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0 -1,2 -1,4 -1,7 -1,9
50 +1,3 +1,2 +1,1 +0,9 +0,7 +0,5 +0,3 +0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0 -1,2 -1,4 -1,7
51 +1,7 +1,5 +1,4 +1,1 +1,0 +0,8 +0,6 +0,5 +0,3 +0,1 -0,1 -0,3 -0,5 -0,7 -0,9 -1,2 -1,4
52 +1,9 +1,7 +1,6 +1,4 +1,2 +1,0 +0,9 +0,7 +0,5 +0,3 +0,1 -0,1 -0,2 -0,5 -0,7 -1,0 -1,2
53 +1,7 +1,5 +1,3 +1,2 +1,0 +0,8 +0,6 +0,4 +0,2 0,0 -0,3 -0,5 -0,7 -0,9
54 +1,5 +1,4 +1,2 +1,0 +0,8 +0,6 +0,4 +0,2 0,0 -0,2 -0,5 -0,7
55 +1,5 +1,2 +1,1 +0,9 +0,6 +0,4 +0,2 0,0 -0,3 -0,5
56 +1,5 +1,3 +1,1 +0,9 +0,7 +0,4 +0,2 -0,1 -0,3
57 +1,5 +1,3 +1,1 +0,9 +0,6 +0,4 +0,2 -0,1
58 ~ +1,3 +1,1 +0,9 +0,6 +0,4 +0,1
59 +1,5 +1,3 +1,1 +0,8 +0,6 +0,3
60 +1,7 +1,5 +1,3 +1,0 +0,8 +0,5

Примечание. При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пенетрации определяют интерполяцией или по формуле

где

где П – глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм;

Т – температура размягчения, °С.

Применение битума

Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.

Природный битум

Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.

Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения. На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.

Дорожный битум

Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.

В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.

Плотность битума разделяет его на два вида:

  • вязкий,
  • жидкий.

Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.

Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.

Строительный битум

Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.

Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.

Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.

Все виды битумов подходят для качественной гидроизоляции зданий, труб или фундаментов. Это самый дешевый, быстрый и удобный способ обеспечить сооружению долгий срок эксплуатации. Расход битума напрямую зависит от характера работ и характеристик материала. Прежде чем приобрести битум, внимательно ознакомьтесь с его маркировкой.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

10,

= 2,9031 -log П Д Г-25 ’

никания иглы при 25 *С, 0,1 мм; размягчения, °С.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

МАРОК БН

Примечания:

Температура хрупкости, °С

5

глубина проникания иглы при 25 °С.

1- Цифры на прямых 77

2. При jf~y равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику (а).

И’УС

И

Например: /725^85, 77=25,

п

По графику: (а) с поправкой 0,27

Л’)

— = о 29 85

25

ял

На оси ординат номограммы (б) отмечают значение с поправкой 0,27 и проводят линию, параллель-

**25

ггло оси абсцисс до пересечения с линией, соответствующей Л25=85. Из точки пересечения опускают перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс, где и находят температуру хрупкости минус 19 вС.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности

СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В. В. Фрязинов, канд. техн. наук; И. И. Шерышева; С. Л. Александрова, канд. хим. наук; И. А. Чернобривенко, Т. П. Камалова; В. М. Юмашев, канд. техн. наук; И. А. Плотникова, канд. техн. наук; Л. М. Гохман, канд. техн. наук; Е. М. Гурарий, канд. техн. наук; А. Р. Давыдова,

канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12.02.90 № 191

Изменение № 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол №8 от 12.10.95)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Украина

Госстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 22245—76

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 12 Л .005—88

1.23.2

ГОСТ 12Л.007—76

1.2.3.3

ГОСТ 12Л.014—84

1.2.3.2

ГОСТ 12Л .044—89

1.2.3Л

ГОСТ 1510—84

4.1

ГОСТ 2517—85

2.2; 3.1

ГОСТ 4333—87

1.2.2

ГОСТ 11501—78

1.2.2

ГОСТ 11505—75

1.2.2

ГОСТ 11506-73

1.2.2; 3.3

ГОСТ 11507—78

1.2.2

ГОСТ 11508—74

5.1

ГОСТ 18180—72

1.2.2; 3.3

ГОСТ 19433—88

4.2

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4—94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1997 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июне 1996 г. (ИУС 9—96)

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор М. И. Першина Компьютерная верстка С.В. Рябовой

Изд. лиц. 021007 от 10.08.95. Сдано в набор 30.12.97. Подписано в печать 29.01.98. Усл.печл. 1,40. Уч.-издл. 0,75.

Тираж 234 экз. С80. Зак. 64.

ИНК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”., Москва, Лялин пер., 6

Плр № 080102

Как выбрать марку дорожного битума

Дорожный битум имеет буквенно-цифровую маркировку, которая выглядит следующим образом: БНД ХХ/YY. Расшифровывается она так:

  • БНД – битум нефтяной дорожный;
  • ХХ и YY – верхний и нижний предел глубины проникновения в битум иглы диаметром 0,1 мм при температуре +25 °С. Этот параметр говорит о твердости битума и температуре его размягчения. Он служит основой для выбора определенной марки битума для эксплуатации в определенных климатических условиях.

Есть несколько марок битума, которые можно разбить на две группы в зависимости от предельных температур эксплуатации дорожного покрытия:

  • БНД 60/90 и БНД 70/100 можно использовать в регионах, где температура в холодное время года не опускается ниже -20 °С.
  • БНД 90/130, БНД 100/130 и БНД 130/200 допускается применять в регионах с температурой в холодное время года ниже -20 °С.

От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия

Новые методы подбора марки дорожного битума

До недавнего времени битум изготавливали и подбирали для дорожных работ, руководствуясь двумя нормативными документами: ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014. Они дают достаточно размытое понимание к подходу в выборе требуемой марки материала для определенных условий эксплуатации.

Чтобы правильно подобрать битум для дорожного покрытия, эксплуатирующегося в определенных климатических условиях, нужно учитывать его сдвигоустойчивость. Особенность этого параметра состоит в том, что он может изменяться в четыре раза при изменении температуры всего на 10 °С

Поэтому так важно как можно точнее знать температурные пределы эксплуатации будущего дорожного покрытия. Для этого нужно иметь статистические данные о максимальной и минимальной температуре в регионе за последние 20 лет

Такую информацию можно получить из уже разработанного и введенного в действие ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения температурных условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд». В нем приведены температурные показатели для разных населенных пунктов и регионов страны.

Разработаны и введены в действие еще два нормативных документа:

  • ГОСТ Р 58400.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации».
  • ГОСТ Р 58400.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок».

Согласно этим документам битум маркируется уже по-другому: PG X-Y, где PG – его марка, а X и Y – допустимая верхняя и нижняя температура эксплуатации. Более того, теперь при выборе битума можно будет учитывать и транспортную нагрузку на покрытие. В ближайшее время материалы, соответствующие новым требованиям, появятся в продаже.

Требования безопасности

3.1. Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300°С.

3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120°С.

Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.

3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.

При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:

  • от 70 до 80°С — для СГ 40/70; МГ 40/70;
  • » 80 » 90°С » СГ 70/130; МГ 70/130;
  • » 90 » 100°С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.

Сколько весит литр мастики битумной?

Любой производитель указывает вес мастики кроме того в какую тару он налит, даже чаще всего тяжело найти маркировку объёма тары, а вот вес указан и с брутто и нетто.

Но в любом случае, если вы не знаете вес мастики, а знаете литраж, то можете примерно высчитать и вес.

Битумная мастика в зависимости от наполнителя и основы (водный или растворитель) может иметь вес от 1.39 кг на литр до 1.89 кг на литр объёма.

То есть в этих пределах и будет общий вес.

В любом случае, чтоб узнать какой службой вам переслать выгоднее, вы можете просто взять обмеры и примерный объём и уже по ним узнать разницу пересылки.

К примеру ведро весит по расчётам 15 килограмм и объёмом 10 литров, вот эти параметры и закладывайте для сравнения стоимости, а уже потом когда найдёте наивыгоднейший вариант соответственно они уже пересчитают всё точнее и уже конечно это будет дешевле чем у остальных.

Может даже оказаться, что та мастика которую вы выбрали имеет даже меньший удельный вес нежели литраж, я встречал в описании продавцов, такое что например мастика с добавление мелкой крошки резины весит всего 16 килограмм — 20 литров бочка, так что тут уже почтовый перевозчик посчитает не по весу, а по объёму 20 литров, так как ему это выгоднее.

www.remotvet.ru