Статья 10. жилищного кодекса рф. основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Оглавление

Другой комментарий к Ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Отказать в переустройстве или перепланировке жилого помещения муниципальный орган может только в случаях, перечисленных в ст. 27. Отказ должен быть обоснованным. Решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке.

2. Переустройство и перепланировка жилых помещений не должны нарушать прав и интересов иных лиц, проживающих в доме (см. комментарий к ст. 26).

Таким образом, одним из оснований отказа должно быть возможное ухудшение условий проживания иных граждан (в доме, квартире).

3. Как и в нормах п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 ЖК (где говорится об отказе в переводе жилых помещений в нежилые и наоборот), так и в п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи речь идет об отказе в рассмотрении вопросов о переустройстве и перепланировке, а не об отказе в самом производстве работ. Очевидно, в первом случае заявителю предлагают представить весь пакет документов, а во втором — обратиться в надлежащий орган.

Комментарий к статье 10 ЖК РФ

1. В качестве первого основания возникновения жилищных прав и обязанностей комментируемая статья называет договоры и иные сделки, в том числе не предусмотренные федеральным законом, но не противоречащие ему.

Жилищные права и обязанности возникают, в частности, из:

договора социального найма жилого помещения (ст. 60 ЖК РФ, см. также п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ);

договора коммерческого найма жилого помещения (ст. 671 ГК РФ, см. также п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ);

договора найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ, см. также п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ);

договора поднайма жилого помещения (ст. 76 ЖК РФ, ст. 685 ГК РФ);

договора безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ, см. также ст. 99 ЖК РФ);

договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ, см. также ст. 34 ЖК РФ).

2. На основании актов государственных органов и органов местного самоуправления жилищные права и обязанности возникают лишь в случаях, если это предусмотрено законом. Так, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии этого участка. Согласно ст. 57 ЖК РФ для заключения договора социального найма жилого помещения необходим акт (решение) органа местного самоуправления о предоставлении жилья по такому договору. Статьей 86 ЖК РФ установлено, что в связи со сносом дома жилье предоставляет орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе.

3. Права и обязанности возникают также на основании судебных решений. Так, согласно ЖК РФ в судебном порядке рассматриваются: отказ соответствующего органа в переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое (ст. 24); отказ в согласовании переустройства жилого помещения (ст. 27); сохранение на определенный срок права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения (ст. 31); принудительный обмен жилого помещения (ст. 72) и отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилья (ст. 74); выселение в случаях виновного поведения поднанимателя (ст. 79), а также нанимателя и членов его семьи (ст. 89, 91); выселение граждан из жилых помещений по предусмотренным основаниям (ст. 84, 89, 90); расторжение договора найма и выселение из специализированных жилых помещений (ст. 101 и 103) и т.п.

4. Жилищные права и обязанности также возникают:

из договоров купли-продажи, дарения жилья (иных случаев перехода его от одного собственника к другому);

из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

5. Жилищные права и обязанности возникают из юридических фактов (действий, событий), с которыми закон и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

6. Права и обязанности возникают из определенных действий (бездействия) участников жилищных отношений. Так, граждане, которые имеют право на получение жилья по договору социального найма, обращаются в органы государственной власти и органы местного самоуправления, где принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ) для последующего обеспечения жильем (ст. 57 ЖК РФ).

Примером бездействия участников жилищных отношений как основания сохранить свои права и обязанности является норма ст. 684 ГК РФ о продлении договора найма жилого помещения (продление договора «по умолчанию сторон»).

7. Юридическим фактом, повлекшим права и обязанности, может быть не только действие, но и событие. События (случаи, происшествия) не зависят от воли участников жилищных отношений. Жилищные права и обязанности возникают на основании тех событий, на которые прямо указывает федеральный закон, иной нормативный правовой акт. Например, в случае смерти нанимателя жилого помещения дееспособный член его семьи вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору (ст. 82 ЖК РФ); разрушение жилья или смерть одиноко проживающего нанимателя прекращает договор социального найма (ст. 83). Прекращение договора, в свою очередь, порождает определенные последствия для поднанимателя (ст. 79), временных жильцов (ст. 80).

8. Иногда в основе возникновения права на жилое помещение лежит несколько оснований. Так, по договору социального найма право на жилье возникает у гражданина, если: он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях; принято решение о предоставлении ему жилого помещения; заключен договор найма (ст. 52, 57, 60 ЖК РФ).

Комментарий к статье 10

В комментируемой статье Кодекс по-новому определил основания возникновения жилищных прав и обязанностей. Такие права и обязанности могут быть предусмотрены как самим Кодексом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Речь идет обо всех нормативных правовых актах, образующих систему жилищного законодательства (см. ст. 5 Кодекса и комментарий к ней).

Кроме того, жилищные права и обязанности могут возникать из действий участников жилищных отношений, которые не предусмотрены непосредственно указанными правовыми актами, но тем не менее порождают жилищные права и обязанности в силу общих начал и смысла жилищного законодательства. Следует полагать, что здесь имеются в виду не общие, а основные начала жилищного законодательства, установленные в ст. 1 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Таким образом, конкретные жилищные права и обязанности могут возникать:
а) из указаний правовой нормы, установленной в нормативном правовом акте органа, управомоченного принимать (издавать) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения;
б) из действий участников жилищных отношений, прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами. Понятие «действие» в праве означает юридический факт, который возникает по воле людей, т.е. является волеизъявлением, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В зависимости от соответствия или несоответствия праву действия подразделяются на правомерные (порождают правоотношения, субъекты которых наделяются позитивными правами и обязанностями) и неправомерные (являясь правонарушениями, влекут возникновение правоохранительных отношений, т.е. отношений ответственности, возлагающих на виновную сторону обязанность претерпеть неблагоприятные последствия своего виновного поведения).

Возникновение жилищных прав и обязанностей возможно не только в связи с совершением активных действий, но и в результате бездействия. В теории права указанное понятие означает воздержание лица от совершения действия, пассивное правомерное или противоправное деяние. Как и действие, бездействие является юридическим фактом, возникающим в результате волеизъявления лица. Бездействие может быть правомерным, т.е. не нарушающим правовых норм, регулирующих отношения, в рамках которых совершается деяние в форме бездействия, или реализующим нормы права, специально рассчитанные на их реализацию субъектами правоотношений путем воздержания от совершения действий. В этих случаях бездействие порождает правоотношения, субъекты которых обладают позитивными правами и обязанностями ;
———————————
См. подробнее: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 6-е, доп. и перераб. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008 — 2011; http://www.urkniga.ru.

в) одновременно из указания правовой нормы и действий (бездействия) участников жилищных отношений. Например, п. 4 комментируемой статьи в качестве оснований возникновения жилищных прав и обязанностей предусматривает юридические и фактические действия (приобретение в собственность жилого помещения), которые совершаются по основаниям, допускаемым федеральным законом.

Пункт 6 ст. 10 предусматривает возможность возникновения жилищных прав и обязанностей также в результате наступления указанных в данной норме событий. Под событием понимается естественное или природное явление, юридический факт, в связи с которым возможно возникновение тех или иных правоотношений. События происходят не в силу волеизъявления субъектов права, а в результате действия объективных факторов (наводнение, землетрясение, рождение, смерть и др.).

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей. Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права

Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст. 35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица. В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием

1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

2. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

4. В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

5. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.

Жилищное право и законодательство

Любой закон посвящён не земле, имуществу, строениям или ресурсам. Он посвящён человеческим взаимоотношениям относительно какого-либо объекта или явления. Регулировать нужно действия или бездействия людей, а не состояние объектов или динамику явлений.

Жилищное законодательство – это вся совокупность законодательных актов разного уровня, которые посвящены взаимоотношениям людей относительно элементарной единицы – жилища. Кодекс как сборник всех необходимых правил федерального уровня содержит все базовые определения и нормативы, которые обязательны и приоритетны для исполнения на всей территории российской юрисдикции.

Жилищем считаются изолированные помещения, пригодные для проживания в нём людей и признанные таковыми на официальном уровне (ст. 15). Жилище должно быт отнесено к соответствующей категории помещений и числиться в таком качестве в органах госрегистрации.

Существуют два понятия – жилищное законодательство и право. Первое понятие представляет собой всю совокупность юридических документов, посвящённых реализации конституционного права на жильё. Второе понятие является развёрнутым описанием такого права.

Конституционное право на жилище реализуется с помощью соблюдения следующих принципов (ст. 1 ЖК РФ):

  • равных прав для всех участников данного вида отношений;
  • ответственности органов власти за формирование условий для обеспечения людей жильём;
  • восстановления нарушенных прав;
  • использования помещений только по назначению;
  • допущения ограничений жилищных прав только в исключительных ситуациях.

Жилищный кодекс РФ выполняет функцию защиты прав человека на жильё и главного юридического документа жилищного законодательства. Он состоит из 12 разделов, 21 главы, 236 статей, которые посвящены темам:

Наиболее актуальными являются темы собственности, а также обеспечения функционирования многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

Комментарий к Ст. 42 ЖК РФ

1. Аналогично доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома в комментируемой статье устанавливается и наличие доли в праве общей собственности каждого собственника изолированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве на общее имущество в данной квартире. Эта доля пропорциональна размеру принадлежащего собственнику на праве собственности жилого помещения в квартире. Исходя из размера доли в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире, собственники жилых помещений в такой квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (см. комментарий к ст. 43 ЖК).

2. Настоящий Кодекс устанавливает такую же конструкцию перехода права собственности на долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество является неотъемлемой частью помещения и всегда следует судьбе права собственности на него. При смене собственника помещения доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме у нового собственника помещения всегда равна доле предшествующего собственника этого помещения.

Собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире также имеет долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме у собственника изолированного жилого помещения в коммунальной квартире пропорциональна размеру принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения и размеру общего имущества коммунальной квартиры в соответствии с его долей в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

4. Аналогично правилам в отношении общего имущества многоквартирного дома и долей в праве общей собственности на него должны применяться правила и для общего имущества коммунальной квартиры и доли в праве общей собственности на нее. Это обусловлено назначением и специфической особенностью объектов, являющихся общими для жильцов коммунальной квартиры.

5. При продаже изолированного жилого помещения в коммунальной квартире остальные собственники жилых помещений в этой квартире имеют право преимущественной покупки в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает только один случай осуществления права преимущественной покупки — это приобретение доли в праве общей собственности другими участниками долевой собственности (ст. 250). Но в данном случае было бы лучше, если бы в комментируемой статье порядок и условия продажи изолированных жилых помещений в коммунальной квартире были расписаны.

5. Применяя аналогию ст. 250 ГК РФ, собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире обязан известить в письменной форме остальных собственников изолированных жилых помещений в этой квартире о своем намерении продать принадлежащее ему на праве собственности помещение с указанием цены и других условий, на которых продает его. Если остальные собственники жилых помещений в квартире откажутся от покупки или не приобретут продаваемое жилое помещение в течение месяца со дня извещения, то собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире вправе продать его любому лицу.

При продаже жилого помещения в коммунальной квартире с нарушением преимущественного права покупки любой другой собственник жилого помещения в данной квартире имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

В случае отказа остальных собственников жилых помещений в коммунальной квартире от приобретения жилого помещения должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на жилое помещение должника путем продажи этой доли с публичных торгов.

Как осуществляется управление в многоквартирных домах

Управление осуществляется собственниками жилых помещений с помощью делегирования полномочий компаниям, осуществляющим сбор средств (коммунальные платежи, капремонт и т.п.) и обеспечивающим дом и придомовую территорию всем необходимым для комфортного проживания людей.

Отдельный раздел кодекса (девятый) посвящён проведению капремонта. Законодатель определяет понятие капремонта, процедуру его проведения и правила формирования специального фонда.

Несмотря на то, что большая часть Жилищного кодекса посвящена многоквартирным домам, этот документ регулирует взаимоотношения лиц различного ранга относительного всего жилого фонда страны, то есть индивидуального жилья, многоквартирных домов разных форм собственности, ведомственных и специальных помещений. Так что нормативы этого кодекса касаются всех жителей страны.

Следующая
Общие вопросыДобровольный выезд из муниципальной квартиры